Методическая работа тропа здоровья в доу. Урок на тему «Тропа здоровья на участке детского сада

ИМИДЖ-ПРОЕКТ

«Тропа здоровья».

Педагог создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей, так как она охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом Детского сада №101.

Тип : практико-ориентированный, коллективный.

Масштаб : среднесрочный.

Участники: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников» + Детская поликлиника + семья.

Идея: Основными идеями организации "Тропы здоровья" являются:

приобщение детей к здоровому образу жизни; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” будет размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Тропа здоровья” решит проблему формирования высокого имиджа нашего детского сада на рынке образовательных услуг посредством удовлетворения потребностей определенного нами рыночного сегмента в сохранении и укреплении здоровья детей, а также создания комфортных условий для общения малыша с родителями.

Цель : Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.

Задачи: 1. Создать условия для укрепления здоровья детей.

2. Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни.

3. Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

5. Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Актуальность (своевременность) проекта:

Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.

В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования. ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

Причина

Было установлено, что наименее информированными о состоянии здоровья ребенка оказались родители. На втором месте - педагоги

Следствие

Очевидно, что отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребенка крайне опасно, так как создает ложное впечатление о благополучии, которого на самом деле нет. Поэтому одним из приоритетных направлений развития детских садов является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников, что обусловлено актуальностью данного проекта.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Свердловской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровьесбережения детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Это тем более актуально для наших воспитанников. Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.

Многие дети нашего детского сада страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически слабо развиты.(Приложение №1)

Много ветхого жилья, большой контингент людей, имеющих алкогольную, табачную, наркотическую зависимость и ведущих асоциальный образ жизни. Вопрос о формировании основ здорового образа жизни в нашем микрорайоне стоит остро.

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии (особенно, различные формы аллегрических реакций, ЧБД, гиперактивность, задержка речевого и психического развития). Статистические данные по уровню здоровья детей, ежегодно поступающих в детский сад, подтверждают общую тревожную тенденцию ухудшения здоровья подрастающего поколения. (Приложение №1)

Данные о здоровье детей определили необходимость разработки проекта физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Такой подход обеспечивается тем, что в основу воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения положено междисциплинарное оздоровительное направление, разработанное российским ученым, доктором медицинских наук, педиатром, педагогом и психологом Юрием Филипповичем Змановским «Педагогика оздоровления», нашедшая свое продолжение в программе В.Т.Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления».

Несомненно, что создание благоприятных условий, здоровьесберегающей среды, организация рационального питания и режима двигательной активности приносят свои позитивные результаты в деле оздоровления детей. Однако без осознания ценности здорового образа жизни, без осмысления возможностей человека как сохранить, так и разрушить собственное здоровье все внешние усилия педагогов могут быть сведены к минимуму.

В связи с этим приоритетным направлением работы детского сада является формирование осознанного отношения воспитанников к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни среди родителей.

Как показывает практика, беседы по ОБЖ и ЗОЖ, занятия, основанные на убеждении и нравоучении, не несут в себе тот потенциал, которым обладают интерактивные формы. По свидетельству экспериментальных данных при лекционной подаче материала усваивается не более 20 – 30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре или проектной деятельности) – до 90%. Эти данные полностью подтверждает древняя китайская пословица, которая гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».

Из большого разнообразия интерактивных форм взаимодействия с детьми и их родителями педагоги нашего детского сада отдают предпочтение проектной деятельности, так как она предполагает максимальную включенность в процесс максимального количества участников.

Именно поэтому работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью педагоги детского сада ведут через реализацию образовательных проектов. В каждый образовательный проект входят познавательные , продуктивные, игровые, творческо-исследовательские мини-проекты. Сущность проекта в том, что каждый ребенок – это активный участник какого-либо действа. Кроме этого, в проектную деятельность он вовлекает свою семью, идет на непринужденный контакт с педагогами.

Общая стратегическая цель проекта

Мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня или деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок в содружестве с родителями и социальными партнерами.

Реализация новых образовательных стандартов на дошкольной ступени предполагает отказ от учебно-дисциплинарной модели построения обучения. Воспитание и образование детей должно строиться на адекватных возрасту видах деятельности. Таким образом, перед педагогами встает проблема поиска новых форм совместной образовательной деятельности взрослого с ребенком.

Актуальность данного проекта обусловило изменение государственной образовательной политики которое поставило дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью выживания в формирующейся рыночной среде. Это, в свою очередь подтолкнуло детские сады к активизации деятельности по созданию нового имиджа – имиджа учреждения предлагающего услуги высокого спектра и широкого качества.

Необходимо формирование имиджа ДОУ как учреждения, лидирующего среди детских садов города по предложенным услугам высокого качества и широкого спектра. Обеспечение онкурентоспособности.

C этой целью в детском саду было проведено анкетирование среди родителей (законных представителей) o их предпочтениях к выбору оказываемых услуг. Данные анкеты показали желание родителей видеть на территории детского сада «тропу здоровья.

В настоящее время в ДОУ уже сложился определенный перечень дополнительных бесплатных услуг достаточно высокого уровня: танцы начиная со старшей группы, кружки проводимые воспитателями на группах. Круг предлагаемых услуг детскими садами района следует ставит их в примерно равные условия. В итоге определяющим дошкольное учреждение, которое будет посещать их ребенок, трудно сделать выбор, предпочесть один детский сад другому. В этих условиях проблема обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг среди дошкольных учреждений города становится для нас особенно актуальной. Обеспечение же лидерских позиций ДОУ во многом зависит от высокого рейтинга. Поэтому был создан данный проект.

Организация проекта

Организация "Тропы здоровья" осуществлялась поэтапно

создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы войдут: Заведующий Детским садом, зам. директора по ВМР, воспитатель (руководитель группы), воспитатель по физкультуре, педагог психолог, музыкальный руководитель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

методика оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" представлена

в приложении

режим функционирования "Тропы здоровья";

Второй этап

установление связей с другими организациями (Детская поликлиника).

С названными организациями необходимо заключить договора:

о паспортизации и инвентаризации;

о сотрудничестве;

о некоммерческом сотрудничестве;

возмездного оказания услуг;

Третий этап

согласование обеспечения финансовой поддержки со стороны администрации ОУ.

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задачи исследовательской деятельности .

Проблема:

Имидж Детского сада № 101 как лидера на рынке образовательных услуг не сформирован.

Таким образом, в целях объединения оздоровительных, экологических факторов целесообразно создать «Тропу здоровья».

Гипотеза:

Маркетинговые исследования нашего микрорайона (анкетирование) показали, что довольно крупный сегмент рынка – родителей детей раннего возраста – считают наиболее привлекательным оказание дошкольным учреждением оздоровительных услуг. Таким образом, удовлетворение данной потребности родителей может явиться средством решения нашей проблемы.

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:

1.Профилактика плоскостопия.

2.Улучшение координации движений.

3.Улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

4.Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

5. Улучшение эмоционально – психического состояния детей.

6. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи :

1. Создать рабочую группу по реализации проекта.

2. Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования, смету, издать приказ по ДОУ o создании инновационного проекта «Тропа здоровья» и создании творческой группы, оформить решение o внедрении «Тропы здоровья на педагогическом совете.

3. Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

4. Организовать практическую деятельность по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование.

6. Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья».

Результаты исследования:

3. Выпуск журнала для родителей.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. Сбор, анализ и систематизация информации:

1. Изучение территории для «Тропы здоровья»: площадь участка, растительный покров, состояние почвы, внешний вид, безопасность.

2. Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья».

3. Подбор растений для цветника.

4. Установление связей со сторонними организациями, привлечение родителей.

2.Творческая деятельность:

1. Проектирование «Тропы здоровья»: составление схемы, размещение оборудования.

2. Распределение обязанностей внутри рабочей группы.

3. Разработка нормативно- правовых документов.

4. Определение режима функционирования «Тропы здоровья».

3. Практическая деятельность:

1. Подготовка площадки: выравнивание грунта, разметка.

2. Изготовление, размещение оборудования в соответствии со схемой.

3. Разбивка цветника.

3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности:

1. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

2. Выпуск журнала для родителей.

Администрацией Детского сада разработаны следующие документы :

    приказ об организации внедрения проекта "Тропа здоровья" ,

    инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья",

    график работы специалистов в летний период,

    ежедневный план закаливающих мероприятий.

"Тропа здоровья" длиной 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м делится на участки от 2 до 5 м, которые имеют разное покрытие

Брёвна; поверхность с керамзитом;

деревянный мостик;

спилы деревьев;

водоём;

песок;

бревно;

плескательный бассейн.

травяной покров

песчаную поверхность;

поверхность с галькой

Большая часть поверхности "Тропы здоровья" представляет собой травяной покров с разбросанными еловыми шишками, желудями и вкопанными деревянными спилами и пеньками.

"Тропа здоровья" расположена в юго-восточной части территории МОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы

детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Для "Тропы здоровья" специально был разработан питьевой режим. Детям предлагаются: сок и витаминизированный напиток (в 10.30), напиток из шиповника (после занятий в плескательном бассейне), "Вода" (по желанию). Напитками обеспечиваются дети всех групп.

На "Тропе здоровья" используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, наклонная доска, ребристая доска, мостик с перилами, веревочная лестница, тоннель для лазания) и игровое (мельница, водоплавающие птицы, домик для ежа, туристическая палатка). Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок (домовенок Кузя, "Волшебная печь", Колобок).

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня.

На ней дети выполняют следующие упражнения:

упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);

упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, "следам", канату, узкой скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, желудям; ходьба с препятствиями (бревна, пеньки, грибочки); лазание по лестнице; лазание под гимнастическую скамью, натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног;

подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".

"Тропа здоровья" используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещены полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги с удовольствием проводят вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

сделать несколько дыхательных упражнений;

походить босиком по песку, траве;

покатать желуди, шишки ступнями ног;

полюбоваться красотой цветущих растений;

просмотреть памятки и листовки;

выпить чашечку фиточая.

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

положительной динамики ростовесовых показателей;

формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников

Режим функционирования "Тропы здоровья"

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Игры малой подвижности

Физические упражнения

Все группы

Воспитатели групп

7.50–8.30

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика

Точечный массаж

Все группы

Воспитатели,

медсестра

9.00–12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

Закаливающие процедуры

(хождение босиком, солнечные ванны)

Музыкальное воспитание(театрализованные игры, драматизации сказок, музыкальные паузы)

Психологическое сопровождение (психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

Все группы

Воспитатель по физическому воспитанию, старшая медсестра, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, педагог­ психолог

15.15–15.30

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Все группы

Воспитатель по физическому воспитанию, старшая медсестра

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Развлечения, досуг

Праздники (по плану)

Встречи с родителями

Все группы

Воспитатели,

музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников»

ПРИКАЗ № ______

От________

«Об организации внедрения "Тропы здоровья"»

В целях с оздать условия для реализации двигательной активности детей в повседневной жизни. Формирования жизненно необходимых двигательных навыков у детей в соответствии с индивидуальными способностями. Воспитании потребности в здоровом образе жизни. Развитии познавательных интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности в Детском саду №101 организовать внедрение инновационного проекта «Тропа здоровья»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить документы, регламентирующие деятельность педагогического коллектива в период летней оздоровительной кампании на "Тропе здоровья":

режим функционирования;

сетку занятий;

график работы специалистов;

перспективное планирование оздоровительной и воспитательной работы;

график питьевого режима;

график гигиенических процедур и занятий в бассейне.

2. Заместителям заведующего по ВМР и АХР обеспечить своевременное проведение инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

3. Медицинской сестре обеспечить:

3.1. Контроль проведения летней оздоровительной кампании, физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья".

3.2. Наличие аптечки по оказанию первой медицинской помощи.

3.3. Контроль организации питьевого режима.

4. Воспитателям всех возрастных групп и специалистам:

4.1. Строго выполнять требования инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

4.2. Обеспечить максимальное пребывание воспитанников на свежем воздухе в течение дня.

4.3. Соблюдать режим функционирования "Тропы здоровья".

4.4. Организовать целенаправленную работу по усвоению детьми навыков здорового образа жизни.

4.5. Постоянно вести "Журнал здоровья" детей.

5. Младшим воспитателям:

5.1. Осуществлять уборку мусора на "Тропе здоровья" согласно графику.

5.2. Оказывать помощь воспитателям в организации гигиенических процедур.

6. Назначить ответственными лицами:

6.1. За санитарное состояние "Тропы здоровья" –медсестру;

6.2. За техническое состояние территории "Тропы здоровья" – Зам. заведующего по АХР ;

6.3. За выполнение графика смены воды в плескательном бассейне – Зам. заведующего по АХР ;

6.4. За содержание цветников – Зам. заведующего по АХР ;

7.Утвердить состав творческой группы по разработке и внедрению проекта «Тропа здоровья» в составе: зам. зав по ВМР, зам зав по АХЧ, музыкальный руководитель, воспитатель по физо, воспитатели Ф.И.О.

8. Внести в положение o стимулировании педагогов пункт за работу по внедрению проекта «Тропа здоровья»

9. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

C приказом ознакомлены:

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Тропе здоровья"

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья "

2.1. Зам. заведующего по АХР обязан:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления лестниц, горок, мостиков.

2.1.3. Ежедневно менять воду в плескательном бассейне.

2.1.4. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

3.1. Педагог образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Плескание в бассейне допускается только при условии ежедневной смены воды в нем.

3.5. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующий: __________________ /_______________/

График работы

специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–17.30

Педагог- психолог

Вторник, пятница

9.00–13.00

Инструктор по физической культуре (бассейн)

Вторник, четверг

9.00–13.00 (занятия)

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Приложение 6

Ежедневный план

закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

    Конституция РФ;

    Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 27 декабря 2009 г.);

    Концепция дошкольного воспитания (1989 г.);

    Конвенция о правах ребенка;

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    Постановление Главного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «СанПиН 2.4.1.2660 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

    Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ"

    Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми"

    Образовательная программа

    Программа развития

    Устав ДОУ

    Договор между Учредителем и образовательным учреждением

    Свидетельство о государственной аккредитации государственного образовательного учреждения;

    Лицензия А № 070155 на право ведения образовательной деятельности;

    Приказ «Об организации функционирования "Тропы здоровья"»

    Положение о «Тропе здоровья»

    Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей
    на "Тропе здоровья"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников»

НАПРАВЛЕНИЕ: практико-ориентированный проект

ТЕМА: «ТРОПА ЗДОРОВЬЯ»

Заместитель заведующего по ВМР: Воробьева Т.А.

Г. Каменск-Уральский

Свердловской области

1.УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕМ

Содержание виды деятельности

Сроки выполнения в неделях

Ответственные,

кол-во людей

Ресурсы сколько денег по каждому виду деятельности

Сбор анализ систематизация информации

1 нед

Зам.зав по вмр

Создать рабочую группу

1 нед

заведующий

Разработать план схему тропы

1 нед

заведующий

1000

Выбор оборудования

4 нед

заведующий

Составить смету

2 нед

Завхоз + рабочие

1000

Изучить территорию для «Тропы здоровья»

8 нед

Завхоз + рабочие

Подготовить площадку

6 нед

Завхоз + рабочие

21500

Бульдозер

1 нед

Завхоз + рабочие

5000

Гравий

1 нед

Завхоз + рабочие

5000

Отсев

1 нед

Завхоз + рабочие

5000

земля

1 нед

Завхоз + рабочие

5000

Подбор растений для цветника

2 нед

Завхоз + рабочие

1500

Изготовить оборудование

14 нед

заведующий

128500

Информационный щит

1 нед

Завхоз + рабочие + Зам.зав по вмр

10000

Скамейка 4 штуки

1 нед

Завхоз + рабочие

7000*4=28000

Столбики 10 штук

1 нед

Завхоз + рабочие

5000

Горка

1 нед

Завхоз + рабочие

30000

Бревно

1 нед

Завхоз + рабочие

Деревянный мостик

2 нед

Завхоз + рабочие

10000

Дуги для подлезания 6 шт

2 нед

Завхоз + рабочие

6000

Круглые спилы

2 нед

Завхоз + рабочие

Лабиринт змейка

2 нед

Завхоз + рабочие

10000

Бетон -ячейка

1 нед

Завхоз + рабочие

17500

Крупный отсев- ячейка

1 нед

Завхоз + рабочие

3000

Щебень- ячейка

1 нед

Завхоз + рабочие

3000

Керамзит- ячейка

1 нед

Завхоз + рабочие

3000

Опил - ячейка

1 нед

Завхоз + рабочие

3000

9

4 нед

заведующий

3000

10

12 нед

Зам.зав по вмр

5000

11

Подготовить инструкции

2 нед

Зам.зав по вмр

12

16 нед

Зам.зав по вмр

20000

13

Выпуск журнала

4 нед

Зам.зав по вмр

1000

итого

181000

2.СВОД АНАЛИЗ

Внедрены новые образовательные программы

Бесплатные образовательные услуги

Квалифицированные работники

    Низкая активность педагогов, родителей.

    Текучка кадров младшего обслуживающего персонала

    Слабая материальная база

Внешние

Внешние возможности

угрозы

    Ценность воспитания и развития

    Повышение квалификации воспитателей

    Снижение финансирования

    Поиск дополнительных источников финансирования

3.ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

4.РАСЧЕТ СОВОКУПНОГО РОСТА ЗАТРАТ

Неделя

Работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

3.Разработать план схему тропы

1000

5. Составить смету

1000

7. Подготовить площадку

21500

8. Изготовить оборудование

128500

9. Установить связи со сторонними организациями

3000

10. Разработать методический материал и рекомендации

5000

12. Проведение праздника по открытию

20000

13. Выпуск журнала

1000

Недельные затраты. тыс. руб

1000

3000

1000

21500

128500

5000

1000

20000

Общие затраты. Тыс. руб

4000

5000

26500

155000

160000

161000

181000

СЕТЕВОЙ ГРАФИК

Тема проекта: «Тропа здоровья».

Сроки реализации: апрель — сентябрь.

Руководитель: инструктор по физической культуре Долгих Н.В.

Участники проекта: Инструктора по физической культуре, педагоги, зам. зав. по ВМР, заведующий, воспитатель-экол ог, родители.

Вид проекта: практико-ориенти рованный, коллективный.

Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.

Задачи:

1. Создать условия для укрепления здоровья детей.

2. Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни.

3. Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

5. Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задачи исследовательско й деятельности.

Проблема исследования:

К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Это вызвано рядом факторов.

— Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

— Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.

— Многие дети нашего детского сада страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически слабо развиты.

Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность , познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимают настроение.

Таким образом, в целях объединения оздоровительных и экологических факторов целесообразно создать «Тропу здоровья».

Гипотеза исследования:

Исходя из целей и задач, мы выводим следующую гипотезу.

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:

1.​ Профилактика плоскостопия.

2.​ Улучшение координации движений.

3​. Улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

4.​ Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

5​. Улучшение эмоционально – психического состояния детей.

6​. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Создать рабочую группу по реализации проекта.

2. Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования, смету.

3. Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

4. Организовать практическую деятельность по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование.

6. Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья».

Результаты исследования:

1​. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

3​ Выпуск журнала для родителей.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. Сбор, анализ и систематизация информации:

  • 1. Изучение территории для «Тропы здоровья»: площадь участка, растительный покров, состояние почвы, внешний вид, безопасность.
  • 2. Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья».
  • 3. Подбор растений для цветника.
  • 4. Установление связей со сторонними организациями, привлечение родителей.

2.Творческая деятельность:

  • 1. Проектирование «Тропы здоровья»: составление схемы, размещение оборудования.
  • 2. Распределение обязанностей внутри рабочей группы.
  • 3. Разработка нормативно- правовых документов.
  • 4. Определение режима функционирования «Тропы здоровья».

3. Практическая деятельность:

  • 1. Подготовка площадки: выравнивание грунта, разметка.
  • 2. Изготовление, размещение оборудования в соответствии со схемой.
  • 3. Разбивка цветника.

3 этап. Презентация результатов исследовательско й деятельности:

1. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

2. Выпуск журнала для родителей.

Приоритетными направлениями в деятельности МДОУ "Центр развития ребенка первой категории детский – сад № 85" г. Челябинска (далее – МДОУ) являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, приобщение их к ценностям , коррекционно­-развивающее обучение и воспитание.

В МДОУ создана необходимая материально­-техническая база для укрепления и . В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья и мини­стадионы в группах, бассейн, сауна, комната для массажа.

Деятельность МДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно­правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2007–2008 гг. в МДОУ была организована "Тропа здоровья". Расскажем об этом подробнее.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

"Тропа здоровья" в детском саду позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Основными целями организации "Тропы здоровья" в детском саду являются:

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально­психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни.

Организация "Тропы здоровья" в детском саду осуществлялась поэтапно.

Первый этап – создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: заведующий МДОУ, воспитатель (руководитель группы), инструктор по физкультуре, педагог­п-сихолог, педагог изодеятельности, музыкальный руководитель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  • методика оздоровления детей в детском саду с помощью "Тропы здоровья";
  • охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;
  • ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" в детском саду представлена в приложении 1);
  • режим функционирования "Тропы здоровья" (приложение 2);

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Второй этап – установление связей со сторонними организациями (Управление экологии и природопользования администрации г. Челябинска, детский экологический центр, областной краеведческий музей, зоопарк, Российское общественное детское экологическое движение "Зеленая планета", региональная общественная детская экологическая организация "Планета детей", организация по предоставлению ландшафтных услуг и др.). С названными организациями были заключены договоры:

  • о паспортизации и инвентаризации;
  • о сотрудничестве;
  • о некоммерческом сотрудничестве;
  • возмездного оказания услуг;

Третий этап – согласование обеспечения финансовой поддержки со стороны депутата городской Думы. Благодаря финансовой поддержке и была создана "Тропа здоровья" в детском саду.

Администрацией МДОУ были разработаны следующие документы: приказ об организации функционирования "Тропы здоровья" в летний период (приложение 3), инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья" в детском саду (приложение 4), график работы специалистов в летний период (приложение 5), ежедневный план закаливающих мероприятий (приложение 6).

"Тропа здоровья" в детском саду длиной 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м делится на участки от 2 до 5 м, которые имеют разное покрытие:

  • травяной покров;
  • песчаную поверхность;
  • поверхность с галькой;
  • поверхность с бутом.

Большая часть поверхности "Тропы здоровья" в детском саду представляет собой травяной покров с разбросанными еловыми шишками, желудями и вкопанными деревянными спилами и пеньками.

"Тропа здоровья" расположена в юго-восточной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая свето­воздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн с фонтанчиком. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Для "Тропы здоровья" в детском саду специально был разработан питьевой режим. Детям предлагаются: кефир, сок и витаминизированный напиток "Золотой шар" с кальцием (в 10.00), напиток из шиповника (после занятий в бассейне с дошкольниками), "Люкс-вода" (по желанию). Напитками обеспечиваются дети всех групп.

На "Тропе здоровья" в детском саду используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, наклонная доска, ребристая доска, мостик с перилами, веревочная лестница, тоннель для лазания) и игровое (мельница, водоплавующие птицы, домик для ежа, туристическая палатка). Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок (домовенок Кузя, "волшебная печь", Колобок).

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:

  • упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);
  • упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, "следам", канату, узкой скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, желудям; ходьба с препятствиями (бревна, пеньки, грибочки); лазание по лестнице; лазание под гимнастическую скамью, натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног;
  • подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".

"Тропа здоровья" в детском саду используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми, тогда как оформление уголка здоровья в детском саду позволяет проводить занятия только днем. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещены полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги с удовольствием проводят вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

  • посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
  • вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
  • сделать несколько дыхательных упражнений;
  • походить босиком по песку, траве;
  • покатать желуди, шишки ступнями ног;
  • полюбоваться красотой цветущих растений;
  • понаблюдать за работой фонтанчика;
  • просмотреть памятки и листовки;
  • выпить чашечку фито­чая.

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" в детском саду позволили добиться следующих результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто­весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно­двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально­психического состояния дошкольников.

Приложение 1

Схема "Тропы здоровья"


Условные обозначения:

    Театрализованная зона
    1а) кострище;
    1б) малые архитектурные формы;
    1в) цветники;
    1г) информационный стенд

    Пеньки

    Искусственная трава

    Бревна

    Водоем

    Песок

    Мостик

    Стилизованная гора уральских самоцветов

    Валуны

    Плитняк

    Шаровидные ивы

    Кустарники

    Полынь

Приложение 2

Режим функционирования "Тропы здоровья"

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Все группы

Воспитатели групп

Игры малой подвижности

То же

То же

Физические упражнения

– " –

– " –

7.50–8.30

Утренняя гимнастика

– " –

Инструктор по физическому воспитанию,старшая медсестра,массажист

Дыхательная гимнастика

– " –

То же

Корригирующая гимнастика

– " –

– " –

Точечный массаж

– " –

– " –

9.00–12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

– " –

Инструктор по физическому воспитанию, старшая медсестра, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, педагог­психолог

Закаливающие процедуры
(хождение босиком,солнечные ванны)

– " –

То же

Музыкальное воспитание(театрализованные игры, драматизации сказок, музыкальные паузы)

– " –

– " –

Психологическое сопровождение(психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

– " –

– " –

15.15–15.30

Гимнастика после сна

– " –

Инструктор по физическому воспитанию, старшая медсестра

Дыхательная гимнастика

– " –

То же

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

– " –

Старший воспитатель,музыкальный руководитель, заведующий

Индивидуальная работа с детьми

– " –

То же

Развлечения, досуг

– " –

– " –

Праздники (по плану)

– " –

– " –

Встречи с родителями

– " –

– " –

Приложение 3

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка первой категории – детский сад № 85"

ПРИКАЗ15.05.2008 № 213

Об организации функционирования "Тропы здоровья" в период летней оздоровительной кампании

Во исполнение приказа Управления образования Тракторозаводского района «Об организации летней оздоровительной кампании в МДОУ "Лето­2008"», в целях создания необходимых условий для проведения летней оздоровительной кампании в МДОУ ЦРР ДС № 85 и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить документы, регламентирующие деятельность педагогического коллектива в период летней оздоровительной кампании на "Тропе здоровья":

  • режим функционирования;
  • сетку занятий;
  • график работы специалистов;
  • перспективное планирование оздоровительной и воспитательной работы;
  • график питьевого режима;
  • график гигиенических процедур и занятий в бассейне.

2. Заместителям заведующего по УВР и АХР обеспечить своевременное проведение инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

3. Старшей медсестре обеспечить:

3.1. Контроль проведения летней оздоровительной кампании, физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья".

3.2. Наличие аптечки по оказанию первой медицинской помощи.

3.3. Контроль организации питьевого режима.

4. Воспитателям всех возрастных групп и специалистам:

4.1. Строго выполнять требования инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

4.2. Обеспечить максимальное пребывание воспитанников на свежем воздухе в течение дня.

4.3. Соблюдать режим функционирования "Тропы здоровья".

4.4. Организовать целенаправленную работу по усвоению детьми навыков здорового образа жизни.

4.5. Постоянно вести "Журнал здоровья" детей.

5. Младшим воспитателям:

5.1. Осуществлять уборку мусора на "Тропе здоровья" согласно графику.

5.2. Оказывать помощь воспитателям в организации гигиенических процедур.

6. Назначить ответственными лицами:

6.1. За санитарное состояние "Тропы здоровья" – старшую медсестру;

6.2. За техническое состояние территории "Тропы здоровья" – заместителя заведующего по АХР;

6.3. За выполнение графика смены воды в плескательном бассейне – заместителя заведующего по АХР;

6.4. За содержание цветников – старшего воспитателя.

7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ
по организации охраны жизни и здоровья детей
на "Тропе здоровья"

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления лестниц, горок, мостиков.

2.1.3. Ежедневно менять воду в плескательном бассейне в ходе эксплуатации бассейна в ДОУ .

2.1.4. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и коррекционно-развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Плескание в бассейне допускается только при условии ежедневной смены воды в нем.

3.5. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующий __________________ Л.С. Чевтаева

Приложение 5

График работы
специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–17.30

Педагог­-психолог

Вторник, пятница

9.00–13.00

Инструктор по физической культуре (бассейн)

Вторник, четверг

9.00–13.00 (занятия)

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Учитель­-логопед

Понедельник – вторник

9.00–12.45

Среда

9.00–13.0016.30 – 17.30

Четверг, пятница

13.00–16.45

Учитель­-логопед

Понедельник, вторник

13.00–16.45

Среда

9.00–13.0016.30–17.30

Четверг, пятница

9.00–12.45

Приложение 6

Ежедневный план
закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятие

Номер группы

Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Купание в бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Влажное растирание

Полоскание рта и горла

Нормативные документы

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 "О введении в действие санитарно­эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249¬03" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03")
  • Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ"
  • Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми"
  • "Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях" от 20.06.1986 № 11-22/6-20
  • «Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях"» от 29.10.1984 № 11-14/26-6
  • "Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях" от 16.06.1980 № 11-49/6-29
  • "Методические рекомендации по закаливанию детей" от 07.06.1979 № 290-м

Скачать книгу «Медицинское обслуживание в ДОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Л.С. Чевтаева,
зав. МДОУ "Центр развития ребенка первой категории – детский сад № 85" г. Челябинска, руководитель высшей категории, лауреат премии губернатора Челябинской обл.

Дорожки здоровья в детском саду своими руками

Цель:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Задачи:
способствовать профилактике плоскостопия;
стимулировать рефлекторные зоны стоп и укреплять своды стоп;
улучшение эмоционально - психического состояния детей;

Приобщение детей к здоровому образу жизни;
укреплять иммунитет;
вовлечение родителей и детей в образовательный процесс.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического здоровья детей.
«Дорожка Здоровья» это хороший помощник в оздоровительной работе (закаливание, профилактика и коррекция плоскостопия).
В теплое время года такие дорожки можно организовать не только в групповом помещении, но и на прогулочном участке. Всем известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме детей.
При ходьбе босиком по «Дорожке здоровья» производится оздоровительный массаж стоп: улучшается кровообращение, повышается иммунитет, снижается усталость, укрепляются мышцы, связки, суставы. Тем самым тонизируется весь организм. Такой оздоровительный массаж необходимо делать каждый день. А для этого необходимо увлечь детей, заинтересовать, удивить.
Вот что получилось у нас на участке.
«Дорожка здоровья» сделана в виде цветка. Для ее изготовления нам понадобились пластиковые бутылки. Причем бутылки принесли дети. Вместе с ребятами мы разрезали их пополам и выкрасили разными цветами. Нижняя часть бутылок понадобилась для украшения лепестков, верхняя часть для выкладывания серединки, в которой мы посадили мягкую газонную травку. При организации «Дорожки здоровья» использовался принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног: песок, плоские камни, песок, цветные крышки, песок, деревянные брусочки.

На следующий год мы с ребятами сделали другую «Дорожку здоровья».
На принесенном ребятами рулоне линолеума, который остался после домашнего ремонта, мы вырезали следы. Потом засыпали их речным песком, и, чередуя, выложили их различным бросовым материалом: песок, пластмассовые крышки, песок, колпачки от фломастеров, песок, голыши и пробки от бутылок. Украсили нашу дорожку мы вырезанными из линолеума цветами.
Для выкладывания дорожки можно так же использовать: мелкие шишки, использованные фломастеры, деревянные спилы, желуди, каштаны, мелкие предметы, капсулы от киндер-сюрпризов и т.д. Причем все эти материалы могут принести дети из дома и тем самым принять непосредственное участие в изготовлении «Дорожки здоровья».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»

Методическая разработка

«Тропа здоровья»

Направление: физическое, познавательное,

социально-коммуникативное

Разработчики:

Доненко И.Б, ст. воспитатель, 1 к.к

Красногвардейский, 2017

Социально-педагогический проект

«Тропа здоровья»

Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Основа здоровья человека - это экологическое мышление, от которого зависит образ его жизни, взаимодействие с окружающим миром. Основы экологического сознания и навыки здорового образа жизни должны закладываться с детства. Помочь в этом может экологическая «тропа здоровья».

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме.

Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов. Укрепление здоровья детей при взаимодействии с окружающей средой.

Основные задачи организации «Тропы здоровья»:

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания.

Формировать представление о единстве человека и природы.

Улучшать эмоционально – психическое состояние детей.

Повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения.

Участники проекта: воспитатели, заведующий, старший воспитатель, родители воспитанников (законные представители), дети, социальные партнеры (СК «Кварц», ЦД п. Красногвардейский», и др)

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.

Идея: Основными идеями организации "Тропы здоровья" являются:

приобщение детей к здоровому образу жизни; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” будет размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

“Тропа здоровья” решит проблему формирования позитивного имиджа нашего ДОО на рынке образовательных услуг посредством удовлетворения потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников в сохранении и укреплении здоровья детей, а также создания комфортных условий для общения детей и педагогов с родителями.

Описание проекта:

Дошкольное детство является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования. В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является его доступность и качество, происходят позитивные преобразования. ДОО являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

В то же время, на данном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья населения, а в первую очередь, детей, в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Свердловской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровьесбережения детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Это тем более актуально для наших воспитанников. Экология нашего края создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, загрязненность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет. Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия края, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.

Многие дети нашей ДОО, по данным медицинских обследований за последние 3 года, страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически недостаточно развиты.(рис 1)

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии (нарушения ОДА, различные формы аллергических реакций, ЧБД, болезни органов дыхания, задержка речевого и психического развития). Статистические данные по уровню здоровья детей, ежегодно поступающих в детский сад, подтверждают общую тревожную тенденцию ухудшения здоровья подрастающего поколения. Таким образом, данные о здоровье детей определили необходимость разработки инновационного проекта физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Методическую основу проекта составляет разработанное российским ученым, педиатром, педагогом и психологом Ю. Ф. Змановским положение «Педагогика оздоровления». Несомненно, что создание благоприятных условий, здоровьесберегающей среды, организация рационального питания и режима двигательной активности, приносят свои позитивные результаты в деле оздоровления детей. Однако без осознания ценности здорового образа жизни, без осмысления возможностей человека как сохранить, так и разрушить собственное здоровье все внешние усилия педагогов могут быть сведены к минимуму. В связи с этим приоритетным направлением работы ДОО будет являться формирование осознанного отношения воспитанников к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни среди их родителей.

Как показывает практика, такие традиционные формы, методы и приемы работы, как: беседы по ОБЖ и ЗОЖ, занятия, основанные на убеждении и нравоучении, не несут в себе тот потенциал, которым обладают инновационные методики и технологии. Из большого разнообразия инновационных форм взаимодействия с детьми и их родителями педагоги нашего ДОО отдают предпочтение проектной деятельности, так как она предполагает максимальную включенность в процесс максимального количества участников.

Именно поэтому работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью педагоги будут вести через реализацию образовательных проектов. В каждый образовательный проект предполагается внести деятельность по основным направлениям развития, как совместную, так и самостоятельную.

Общая стратегическая цель проекта

Мы считаем, что проблема оздоровления детей – проблема не одного дня или деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок в содружестве с родителями и социальными партнерами. Это, в свою очередь настраивает коллектив ДОО к активизации деятельности по созданию позитивного имиджа – имиджа учреждения, предлагающего качественные образовательные услуги.

Организация проекта

Организация "Тропы здоровья" осуществляется поэтапно

1 этап: сентябрь- ноябрь 2017 г

На этапе разработки идеи проекта в детском саду было проведено анкетирование среди родителей (законных представителей) o их предпочтениях к выбору оказываемых услуг. В настоящее время в ДОО уже сложился определенный перечень дополнительных бесплатных образовательных услуг: кружки, проводимые воспитателями на группах в рамках работы по самообразованию. Данные анкетирования показали запросы родителей на такие дополнительные образовательные услуги, которые позволили бы улучшить состояние здоровья детей. В то же время, в настоящее время в ДОО нет инструктора по физическому воспитанию, который бы занимался данным направлением углубленно. Проведенный нами опрос и анализ образования педагогов ДОО показал, что данное направление является актуальным для 90 % педагогов, и все они имеют необходимый уровень образования, позволяющий квалифицированно и качественно организовать работу по направлению темы проекта.

Поэтому следующим шагом на этом этапе явилось создание творческой группы и разработка ею собственно проекта "Тропа здоровья". В состав группы вошли: Заведующий, старший воспитатель, воспитатели (руководители группы), медицинский работник. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

Методики и технологии оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

Охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

Задачи этапа:

Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования (Приложение 1), издать приказ по ДОО o создании инновационного проекта «Тропа здоровья», оформить решение o внедрении «Тропы здоровья на педагогическом совете, согласовать обеспечение финансовой поддержки со стороны администрации ОО, привлечь родителей.

Задачи этапа:

3. Разработка педагогами групп перспективного планирования образовательной деятельности на «Тропе здоровья» на три года, на каждый возраст (с 2 до 7 лет).

4. разработка инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья». (отв. – заведующий).

5. Привлечение родителей и общественности для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

6. Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья» (отв.- заведующий. Ст. воспитатель).

7. Организация практической деятельности по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование. (до июня 2018г).

8. Определение режима, порядка функционирования «Тропы здоровья».

9. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья»- июнь 2018.

10. Организация деятельности групп на «Тропе здоровья», фиксация эффективности деятельности (июнь 2018- июль 2020)

3 этап, заключительный (август- сентябрь 2020 г)

Подведение итогов реализации проекта, мониторинг состояния здоровья детей, анкетирование родителей, педагогов, отчёт перед педагогическим и родительским сообществом МБДОУ № 27, презентация опыта работы и результатов деятельности на муниципальном и других уровнях.

Ожидаемые результаты :

1. снижение кратности простудных заболеваний воспитанников;

2. формирование правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, формирование основных двигательных умений и навыков с учетом особенностей всех категорий детей и их возрастными и индивидуальными особенностями;

улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, повышение компетентности родителей в области здоровьесбережения.

4. Развитие познавательного интереса, через интеграцию с двигательной деятельностью реализация образовательных задач через систему оздоровительной работы.

5. Воспитание у детей элементов экологического сознания, формирование представлений о единстве человека и природы.

Приложение 1

План-схема тропы здоровья МБДОУ № 27

"Тропа здоровья" представляет собой участок почвы длиной примерно 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м, расположенный вдоль спортивной площадки, делится на участки от 2 до 3 м, которые имеют разное покрытие:

Спилы деревьев (1);

Песок (2);

Тонкие бревнышки (3);

травяной покров (4);

Поверхность с галькой (5);

Игольчатое покрытие (резиновый коврик) (6);

Пластмассовые пробки (7);

Средний гравий (8);

Крупный гравий (9);

Шишки, желуди (10).

(иной безопасный материал) (11, 12).

Вдоль тропы здоровья предполагается высадка лекарственных безопасных трав.

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

Дорожка лекарственных растений

"Тропа здоровья" будет расположена в юго-западной части территории ДОО, по периметру спортивной площадки. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.

На "Тропе здоровья" предполагается использовать различное оборудование: спортивное (бревно, шведскую стенку, брусья, пособия для равновесия, лазания) Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений будут применяться нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, Кроме того, на тропе будут установлены персонажи сказок.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня. На ней дети могут выполнять следующие упражнения:

упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног) и др; упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями; ходьба с мешочком на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, и т.д; ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); лазание по лестнице; упражнения на брусьях, бревне, шинах, захват предметов стопами ног, прокатывание стопами и др;

подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".

Родители и педагоги с удовольствием смогут проводить вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

посидеть на бревне 2–3 мин с закрытыми глазами;

вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

сделать несколько дыхательных упражнений;

походить босиком по песку, траве;

покатать шишки ступнями ног;

полюбоваться красотой цветущих растений.

Приложение 2

Педагогам на заметку

Что такое тропа здоровья в детском саду?

Это один из новых здоровьесберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.

Это – красиво и позитивно оформленная зона

Как правило, это территория, имеющая определенную протяженность, оформляется таким образом, чтобы привлекать внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом, оно должно обязательно вызывать положительные эмоции. На «Тропе здоровья» можно использовать различное оборудование: игровое (домик, цветы, различные сказочные персонажи) и спортивное (бревно, пеньки, ребристая доска, мостик, тоннель для лазания, дуги). Для игр и упражнений можно применять нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов.

Это – зона закаливания и оздоровления

Эта тропинка-дорожка оборудуется таким образом, чтобы дети босиком могли пройтись по разным на ощупь поверхностям. Проходя по разным участкам тропы, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма, снять стресс и улучшить общее психоэмоциональное состояние. Дети проходят по тропе босиком, выполняя дыхательные упражнения. «Тропа здоровья» пролегает в основном в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев летом дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой.

Это – зона экологического воспитания

«Тропа здоровья» делится на участки, которые имеют разные покрытия из натурального и экологически чистого материала:

Травяной покров;-песчаную поверхность;- поверхность с галькой. -деревянные пеньки;

Тонкие брёвнышки;-шишки; -каштаны;-вода.

Вдоль тропы высажены специально подобранные кустарники, цветы и травы, обогащающие воздух фитонцидами (мята, мелисса, календула, бархатцы, лекарственная ромашка, лук и другие.) Это позволяет детям познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма.

«Тропа здоровья» располагается в небольшой посадке деревьев, где можно наблюдать за ветром, деревьями, птицами, проводить опыты и сбор природного материала, беседы о природе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям, выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых).

Работа с родителями

Родителей необходимо знакомить с маршрутами здоровья детей соответственно возрасту, проводить циклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

"Тропа здоровья" может использоваться и в вечернее время, когда родители приходят за детьми.

Таким образом, использование «тропы здоровья», объединяющей оздоровительные и экологические факторы позволит добиться следующих результатов:

Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, снижение риска заболеваемости детей простудными заболеваниями. Общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Работа с родителями – повышение их компетентности в области здоровьесбережения.