Техническое моделирование из бросового материала детьми старшего дошкольного возраста. Обучение моделированию и конструированию детей: основы Моделирование для детей

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения ) .

Моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями , схемами : вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п).

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей , придерживаясь ряда требований к ним :

Аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

Доступность для познания;

Расчленённость элементов объекта;

Обобщённость.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :

Замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

Использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет) ;

Построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет) .

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что :

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит : “Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод моделирования , разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дидактике выделены три вида моделей :

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов , закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету , воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.

Второй вид - предметно-схематическая модель . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов -заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

Третий вид - графические модели , обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.

Приемами наглядного моделирования являются :

заместители,

пиктограммы,

мнемотаблицы.

Замещение - это вид моделирования , при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера :

геометрические фигуры или полоски;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Перед вами на слайде использование приема замещения к сказке В. Сутеева «Под грибом» .

Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах :

как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;

как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Перед вами на слайде использование приема пиктограммы к сказке В. Сутеева «Под грибом» .

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Перед вами на слайде мнемотаблица к русской народной сказке «Три медведя» .

Схемы - модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В работе наглядное моделирование , позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов , пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями , отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у дошкольников обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, но при помощи схематического изображения дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В сюжетно- ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель . В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату) которое представлено пятью компонентами :

  1. Постановка цели и мотивация трудового процесса.
  2. Отбор предметов труда .
  3. Трудовое оборудование.
  4. Порядок трудовых действий.
  5. Результат труда.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели , устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.

Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

1.Моделирование в математическом развитии детей.
а) Логические блоки Дьенеша - набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
б) Палочки Кюизинера - комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
в) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.
г) Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года.

  1. Моделирование в разделе « Ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей».
    а) Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация (приложение 1)
    Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.
    б) Развитию у детей умения моделировать, замещать способствует «зарисовка» загадок (приложение 2)
    в) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине (приложение 3)
    г) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.
    д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.
  1. Моделирование в экологическом воспитании детей .
    а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
    б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
    в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
    г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
    д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
    е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.
  1. Моделирование в изобразительной деятельности.
    Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.
  1. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
    Яркий пример моделирования в этом разделе - создание модели в виде лесенки из 5-ти ступеней под названием «структура трудового процесса». В результате освоения этой модели у детей формируется чёткое представление о трудовом процессе, о том, что он «условно» состоит из 5-ти компонентов. Использование схем и карточек - символов уместно в бытовой деятельности, игре.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

Агинский район

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Новоорловский Дом детского творчества»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД «Новоорловский ДДТ»

______________ /Н. Б. Мункуева/

«__» _____________ 20 год.

Рассмотрена и принята

решением педагогического совета

протокол №__

« »_____________20___г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Моделирование и конструирование»

для детей 7-12 лет

Срок реализации программы: 3 года.

Елина Елена Васильевна

Педагог дополнительного образования

I квалификационная категория

Образование средне-специальное

Педагогический стаж-31 год

пгт. Новоорловск

1.Пояснительная записка

2.Учебно - тематический план 1 года обучения

3. Содержание программы 1 года обучения 4.Учебно - тематический план 2 года обучения

5. Содержание программы 2 года обучения

6.Учебно - тематический план 3 года обучения

7. Содержание программы 3 года обучения

8. Методическое обеспечение программы:

8.1. список литературы для педагога;

8.2. список литературы для детей и родителей;

Приложение:

Словарь специальных терминов к программе.

Тесты.

Пояснительная записка

Направленность общеразвивающей программы

Мы живем в эпоху социальных перемен и нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслящие личности. А формировать такую современную личность с творческими способностями, помогают занятия моделированием и конструированием. Уникальность моделирования и конструирования заключается в том, что, начиная с элементарного превращения плоского листа бумаги, в объемную композицию не оставляет равнодушным не только детей, но и взрослых. И не сложные приемы работы с разным материалом, дают возможность привить у детей младшего школьного возраста интерес к творчеству. Именно здесь предоставляется детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, труд, окружающего мира, математике, а также использовать свои собственные наблюдения. Первые шаги детей в самостоятельности, по созданию макетов и моделей, основано на желание сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, сделать по – своему, лучше. Здесь он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие не видят; у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Интерес к познавательной деятельности требует особые качества ума, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Конструкторско-изобретательская, художественная деятельность формирует в ребенке то самое чувство мироощущения, мировосприятия не только вокруг, но и внутри самого. Позволяет увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломинки, кусочке бересты…..

Работа над моделями, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным усилиям, тренирует и закаливает нервно - мышечный аппарат ребенка. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями. Украшая свое изделия, дети приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, макеты, конструкции, но невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного мышления, не стандартного мышления. И все это происходит на общем фоне благоприятного эмоционального настроя детей, наслаждения, их радостного общения,поведения в коллективной созидательной деятельности. Коммуникативная способность детей находит вербальное отражение в оценке творчества друг друга, своей самооценки. Нередко бывает так, что самостоятельно выполненный зверек или человечек надолго становится любимой игрушкой, затмевая дорогостоящие покупные.

Программа «Моделирование и конструирование» модифицированная, реализует техническую, художественную направленность . Является первой ступенью в освоении программ технической направленности. По окончании обучения в объединение « Моделирование и конструирование» выпускники могут продолжить обучение, по программам технической направленности более высокого уровня.

За основу данной программы частично взята типовая программа А.П.Журавлева «Кружок начального технического моделирования», « Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Технология. Трудовое обучение. М. Просвещение.1988».

Труды выдающихся педагогов 20-х, 30-х годов: А. В, Луначарского, С.Т. Шацкого, Н.Л. Гродзенской, М. А. Ромер, Н.И, Сац, Г.Л. Рошалем.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования;

Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Типовое положение « об образовательном учреждении дополнительного образования детей»(в ред. Постановлений ПравительстваР. Ф.от)01.02. 2005 года.

Актуальность программы: Программа гармонизирует развитие детей, формирует базовые математические, художественные способности, развивает техническую изобретательность, художественную-изобразительную одаренность, талант, индивидуальность, увлечение.

Подготавливает обучающихся к планированию и проектированию разно уровневых проектов, умению работать с литературой, интернет ресурсами, к культурному наследию родного края, традициям, этикету, принимать участие в народных праздниках, играх.

Развивает познавательную мотивацию, к разным видам деятельности (радиотехника, авиа моделирование, дизайн) что позволит в дальнейшем повлиять на мир общения, самовыражение, этику, выбора будущей профессии.

Новизна образовательной программы «Моделирование и конструирование» заключается в интеграции разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, художественное конструирование, моделирование).

Педагогическая целесообразность. Особенности программы.

В младшем школьном возрасте происходит становления личности, самоопределение, осознание своего «Я» к познаваемому окружающему миру, Здесь важно помочь ребенку самоутвердиться, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме. Включение в программу регионального компонента способствует раскрытию детям, всю глубину культурного наследия края, прошлого и настоящего времени – даст то нравственное, духовное, осознанное основание на котором формируется личность.

Цель программы : Развитие творческих способностей детей посредством изготовления макетов и моделей.

Задачи:

Образовательные:

    Формировать у обучающихся навыки работы с различными материалами.

    Обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей.

    Расширять политехнический кругозор обучающихся;

    Пробуждать любознательность и интерес у детей к технике и ее устройствам.

    Знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями.

Развивающие:

    Развивать и совершенствовать навыки ручного труда, мелкую моторику рук;

    Развивать конструкторские способности, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой и проектной деятельности;

    Развивать техническое, образное и логическое мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, культуру организации труда.

    Развивать потребности детей в самообразовании и самосовершенствовании;

Воспитательные:

    Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность, самоорганизацию.

    Воспитывать коммуникативную культуру обучающихся; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

    Воспитывать духовно – нравственные качества личности, чувство патриотизма, гражданственности.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей в возрасте от 8 до12лет. Срок реализации 3 года.

Этапы программы:

1этап программы: начальный уровень « Ищу себя»

1 год обучения 144 часа – занятия 2 раза в неделю, количество детей 12 в возрасте 7-8 лет, по 2 часа с перерывом. 2 этап программы «Мое увлечение».

2 год обучения 216 часов – занятия 3 раза в неделю, количество детей 8-10 человек, по 2 часа с перерывом, возраст 9-10 лет. 3 этап программы «Я сам»

3 год обучения 216 часов -3 раза в неделю, количество детей, по 2 часа с перерывом, возраст 10 -12.

С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуются поэтапно с постепенным усложнением заданий. В начале обучения (Ознакомительный 1 год) у детей формируются начальные знания, умения и навыки, изучают первые модели жизненного окружения,построенные на пространственных законах. Дети работают по образцу. На основном этапе (Познавательно – развивающий 2 год) продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученных знаний и навыков. Задания направлены на активизацию образной активности, умение пользоваться различными материалами, качество выполнения изделий, несложные композиции, макеты, сооружения.

На завершающем этапе (познавательно - творческий 3 год) воспитанники могут работать по собственному замыслу, над созданием собственного проекта и его реализации. Совершенствуются навыки по изготовлению сувениров, макетов, конструкций. Проект но – исследовательская деятельность

Занятие состоит из теоритической и практической деятельности. В программу включен комплекс практических работ(эксперименты - опыты), которые обеспечивают усвоение новых теоритических знаний, приобретение умений и навыков работы с инструментами (линейка, ножницы, шило, циркуль) а также с разными материалами (бумага, картон, бросовый и природный материал). Анализ работ позволяет вспомнить предыдущий материал, упражняет их в наблюдательности, в выделении главного, в возможности самостоятельного применения приобретенного опыта и знаний. Большое внимание уделяется истории развития науки и техники, изобретателям исследователям, художникам, местным мастерам и умельцам. При изготовлении моделей военной техники ребята узнают историю Родины, родного края, поселка.

Принципы:

- систематичность

- последовательность

-наглядность и доступность

- от простого к сложному

-индивидуальность

-доверия и поддержки .

Методическое обеспечение программы

Формы обучения : Инструктаж, коллективно - творческая игра, беседа, индивидуально – дифференцированный подход. Методы обучения: - словесные: объяснение, рассказ, чтение, опрос, инструктаж, дискуссия, консультация, диалог;

Наглядно – демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов;

Практические: практическая и самостоятельная работа, творческая работа (творческие задания, эскизы, проекты), опыты;

Метод игры: ролевые, развивающие, викторины, кроссворды, загадки, ребусы;

Метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения, фантазии.

Методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала, поощрение;

Метод оценки: анализ, самооценка, взаимоконтроль;

Метод информационно - коммуникативный поддержки: работа со специальной литературой, интернет ресурсами.

Метод проектов и исследовательских работ Виды занятий - практическое занятие;

Занятие с творческим заданием;

Занятие – опыт;

Игра - путешествие; встреча с интересными людьми;

Занятие – мастерская;

Занятие – соревнование;

Конкурс;

Выставка;

Праздники

экскурсии

Методы воспитания.

1 Метод организации воспитывающей среды (чистота, порядок, красота, уют, внешний вид, дежурство). 2 Метод организации воспитывающей деятельности (доверительный и уважительный стиль общения, культура речи, атмосфера принятия человека и доброго отношения друг к другу). Воспитательная работа.

Программой предусмотрены:традиционные мероприятия, в объединении планируемые к международному женскому дню 8 марта, дню Матери, ко дню пожилого человека: «О доброте и дружбе», «Самым милым»; «Край чудес», «Праздник русского валенка», «Вот и стали мы на год взрослее». Экскурсии в краевой музей, на районные выставки творческих работ учащихся и педагогов, конкурсы - соревнования ко дню защитника Отечества: «На страже Родины», «Молодой боец», ко дню Победы: «Подвигу народа - жить в веках», «День Победы», «Милая берёза», ко дню народного единства: «Я люблю тебя, моя Россия». Персональные выставки.

Работа с родителями

Учебно-воспитательные задачи программы решаются в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года в Дом детского творчества проводится день открытых дверей для детей и родителей, где они знакомятся с режимом работы, программой учебного объединения, даются рекомендации родителям. Посещение родительских собраний в объединении, совместные обсуждения с педагогом помогают родителям видеть не только возможности ребенка, но и перспективу его развития. Работа с родителями проводится в форме:

Индивидуальных и тематических консультаций с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку в обучении с учетом его возможностей;

Обсуждения результатов продвижения ребенка по образовательному маршруту и перспективу его развития

Образовательные события на проблемные темы

Экскурсии (музей, природу, по памятным местам)

Круглый стол

Просмотр фильмов

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

кабинет на 15 рабочих мест (ученические столы, стулья), светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитар но – гигиеническим требованиям;

стол педагога – 1шт;

ученическая доска – 1шт;

музыкальный центр, телевизор, компьютер, мультимедиа, видеомагнитофон, фотоаппарат, интерактивная доска;

инструменты и материалы: ножницы, линейка, карандаш ТМ, клей ПВА, клей - карандаш, клей момент, проволока, шило, циркуль, стиплер, канцелярский нож, бумага (цветная, самоклеющаяся, газетная, гофрированная, тетрадная бумага, салфетки, фантики, фольга, обойная и оберточная бумага, картон, калька), природный и бросовый материал.

Дидактическое обеспечение

С учетом особенностей развития детей младшего школьного возраста, широко применяются:

Методическая литература; методические разработки и планы - конспекты занятий, методические рекомендации к практическим занятиям, игры, кроссворды, ребусы, конкурсы, сценарии;

Детская литература, журналы(стихи, легенды, сказки, рассказы, высказывания) журналы «Я дизайнер», «Коллекция идей», «Дети, техника, творчество»;

Технологические и инструкционные карты. Наглядно-демонстрационный материал: (иллюстрации, открытки, журналы, буклеты, видеофильмы, электронные презентации, готовые образцы поделок).

Схемы и чертежи, развертки моделей, шаблоны;

СД диски с подбором мелодий, соответствующих теме занятия, способствующих созданию и поддержанию спокойной, творческой атмосферы.

Механизм оценки получаемых результатов

Контроль ЗУН обучающихся проводится в следующих формах: самостоятельная работа, практическая работа, контрольное занятие, конкурс, выставка творческих работ. Методы: тестирование, наблюдение, экспресс - опрос, самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль.

Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Мониторинг личностной и поведенческой сферы, познавательных способностей обучающихся проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Для мониторинга применяется диагностическая карта. Проводится диагностика: сформированных представлений об индивидуальных и коллективных ценностях. Результаты отслеживания заносятся в карту обучающихся. Проводятся тесты: уровня удовлетворенности родителей от сотрудничества «педагог-ребенок-родитель».

Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по 4 бальной системе, (2 балла – минимум, 5 баллов – максимум).

1 год обучения:

Оригинальность поделки.

Аккуратность и точность выполнения работы.

Умение работать с инструментом.

Правильность разметки по шаблонам.

Знание правил ТБ.

Знание способов обработки разных материалов.

Экономная разметка материала по шаблонам и линейке.

Творческая самостоятельность в оформлении поделки.Декор.

2 год обучения:

Приёмы разметки с помощью линейки, циркуля.

Навыки самостоятельности, творчества.

Умение усовершенствования поделки, конструкции.

Выбор способов соединения деталей.

Навыки работы с графическими изображениями, чертежными инструментами.

Гармоничность цветовых сочетаний, эстетичность.

3 год обучения:

Эстетичность и аккуратность оформления работы.

Способы изготовления разных поделок.

Уровень графических умений и навыков.

Приёмы складывания из геометрических фигур силуэта желаемого технического объекта.

Правильность и оригинальность выбора материала для разных конструкций.

Соответствие способа соединения выбранному материалу.

Способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от имеющихся технических возможностей и материалов.

Соответствие конечного результата деятельности поставленной задаче и выбранному художественному замыслу.

Ожидаемые результаты 1 года обучения.

Знать:

Правила безопасного пользования инструментами;

Линии на чертежах;

Виды соединений на модели;

Способы изготовления моделей;

Основные термины в технике, моделирование;

Название материалов, ручных инструментов, приспособлений;

Правила безопасности труда при работе с ножницами, иглой и другими ручными инструментами;

Правила разметки по шаблонам, линейке;

Общие сведения разных материалов (свойства и возможности, способы их обработки);

Основные техники работ с бумагой (вырезание, плетение, оригами, аппликация, объемное конструирование);

Названия и назначение техники, используемой человеком; - названия геометрических фигур;

Историю оригами;

Уметь:

Соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, аккуратно пользоваться клеем;

Экономно размечать материал с помощью шаблонов и линейки;

Самостоятельно по образцу изготовить изделие;

По собственному замыслу сделать и оформить поделку, проявлять творчество и фантазию в оформлении;

Владеть основными приёмами работы с бумагой (складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание);

Последовательно и правильно выполнять работу, технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие, самооценка и самоанализ поделки);

Складывать простейшие поделки из бумаги (оригами); находить линии сгиба.

Выполнять аппликации в разной технике и из различного материала, изготавливать силуэтные игрушки;

Составлять из геометрических фигур по собственному замыслу домик, животных, человека и др.;

Изготавливать поделки из готовых форм (коробок и т.д.)

Ожидаемые результаты 2 года обучения.

Знать:

- Правила безопасного пользования инструментами

Линии на чертежах;

Виды соединения на моделях;

Основные термины в технике, моделировании;

Способы обработки различных видов бумаги и картона;

Правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

Способы соединения деталей;

Понятия гармоничность, цветовые сочетания, этика и эстетика;

Графические обозначения, операции разметки;

Различные техники, историю;

Знать основы проектной деятельности.

Уметь:

Правильно пользоваться ручными и чертежными инструментами;

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

Организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

Разбирать, рационально использовать и экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки и угольника;

Подбирать материал для моделей;

Усовершенствовать конструкцию по собственному замыслу;

Понимать простейшие графические изображения (определить название материала, форму, размер);

Самостоятельно планировать свою деятельность;

Составлять мини – проекты;

Ожидаемые результаты 3 года обучения. Знать:

Правила безопасного пользования чертежными инструментами;

Профессии людей;

Историю развития разных технологий(оригами, квиллинг, папье-маше, торцевания) способы изготовления;

Историю развития различной техники, космонавтики;

Уметь:

Соблюдать технику безопасности;

Пользоваться чертежными инструментами;

Изготавливать простые развертки;

Выполнять сложные модели;

Находить рациональный способ использования материала;

Находить способы соединений в моделях;

Работать с литературой;

Изготавливать изделия в разных техниках;

Самостоятельно выбирать дизайн модели;

Конструктивно работать в коллективе;

Ожидаемые результаты:

Наличие положительной мотивации к обучению и творчеству;

Проявление устойчивого интереса к технике, знаниям, устройству технических объектов.

Знание основных сведений об истории развития отечественной мировой техники, ее создателей.

Знания различных технологий, способы изготовления

Учебно-тематический план.

1 год обучения

28

1

Оригами. История. Базовые формы. Основные приемы складывания.

1

1

2

16

2

14

3

10

1

9

2раздел: Природный материал

10

1

2

1

1

2

Конструирование и моделирование.

8

1

7

3 раздел: Бумага. Картон.

62

1

История. Виды бумаги, картона. Производство. Бумагопластика. Изготовление поделок из бумаги, картона.

10

2

8

2

12

2

10

3

Ракеты. Военная техника. Изготовление различных моделей по шаблону.

24

2

22

4

Аппликация. Изготовление поделок к праздникам.

16

2

14

4 раздел: Декоративная лепка

24

Соленое тесто. Пластилин. Глина. Инструменты и материалы. Обжиг и сушка. Правила Т. Б.

2

1

1

22

1

21

5 Раздел: Бросовый материал.

16

6

1

5

10

1

9

Итоговое занятие.

2

1

1

итого

144

20

124

Учебно-тематический план.

2 год обучения

36

1

Оригами (2-ой уровень сложности) Базовые формы. Основные приемы складывания.

1

1

2

Юный техник. Авиамодели. Судомодели.

18

3

Изготовление технических объектов в технике оригами

2раздел: Природный материал

1

Материалы и инструменты. Способы заготовки. Хранение.

2

Конструирование и моделирование из готовых форм.

26

3 раздел: Бумага. Картон.

92

1

Технические термины. Графические понятия. Изготовление различных моделей по чертежу методом копирования.

2

Юный изобретатель. Элементы конструирования Художественное конструирование.

30

3

Моделирование из бумаги. Автомодели. Ракеты. Военная, специальная техника.

4

4

Торцевание, квиллинг, папье-маше, бумагопластика. Изготовление поделок к праздникам.

4 раздел: Декоративная лепка

32

Соленое цветное тесто. Инструменты и материалы. Обжиг и сушка. Правила Т. Б. Раскрашивание изделий.

2

1

1

Моделирование и конструирование игрушек - сувениров.

30

1

29

5 Раздел: Бросовый материал.

22

Моделирование конструирование из бросового материала

2

1

1

Изготовление выставочных моделей.

20

1

19

Заключительное занятие

2

1

1

итого

216

24

192

Учебно-тематический план.

3 год обучения

36

1

Оригами. (3-ий уровень сложности) Базовые формы. Модульное оригами. Оригамные обозначения на чертежах. Основные приемы складывания.

1

1

2

Юный техник. Авиамодели. Судомодели.

18

2

16

3

Изготовление технических объектов в технике оригами

14

2

12

2раздел: Природный материал

30

1

Материалы и инструменты. Камыш. Способы заготовки и хранение бересты. Рисунки на бересте. Основные замки. Берестяные чудеса.

2

1

1

2

Конструирование и моделирование объемных изделий из бересты.

28

2

26

3 раздел: Бумага. Картон.

92

1

Технические термины.

6

2

4

2

Юный изобретатель. Работа конструктора и конструкторского бюро. Способы изготовления разверток. Элементы конструирования Художественное конструирование.

30

4

26

3

Ракеты. Человек и космос. Изготовление космических объектов.

30

4

26

4

Торцевание. Квилинг. Папье-маше. Бумагопластика. Изготовление поделок к праздникам.

26

2

24

4 раздел: Декоративная лепка

32

Соленое тесто. Холодный форфор.Инструменты и материалы. Обжиг и сушка. Правила Т. Б.

2

1

1

Моделирование и конструирование изделий.

30

2

28

5 Раздел: Бросовый материал.

22

Моделирование конструирование из бросового материала

2

1

1

Изготовление выставочных моделей.

20

1

19

3

Итоговое занятие.

2

1

1

итого

216

26

190

Моделирование из бумаги для детей. Автомобили

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ из бумаги для детей младшего школьного возраста.
Мастер - класс по рукоделию. Модель автомашины.

Южанинова Людмила Гаязовна, учитель начальных классов МАОУ "СОШ № 40" , города Перми.
Назначение: изготовление поделок своими руками.
Цель: развитие художественно - творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развивать эстетические чувства, композиционные умения;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию;
-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, усидчивость;
-Воспитывать экономное отношение к бумаге..
-Учить создавать модели автомобилей.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию идею изготовления моделей автомобилей. Ведь девчонки и мальчишки очень любят играть с машинками, а особенно придумывать свои модели. Данная работа позволит развить творческие способности, воображение, фантазию.

Необходимые материалы:
- картон
-цветная бумага
-клей
-ножницы


Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадки:
1)Закручу, зажурчу,
под небеса улечу(Аэроплан)
2)Что за лошадь, что за пёс,
ест дрова, а не овёс?(Паровоз)
3)До чего народ доходит:
самовар по речке ходит?(Пароход)
4)Полотно, а не дорожка,
конь - не конь, сороконожка,
по дороге той ползёт,
весь обоз везёт.(Железная дорога)
- Как можно назвать это одним словом?(Средства передвижения)
Раньше люди ездили на каретах, а сейчас люди отправляются в полёт на космических кораблях. (Можно показать книгу "От кареты до ракеты" или картинки, как изменились средства передвижения).
А сегодня на уроке мы будем делать модель... А для того, чтобы узнать, нужно отгадать ещё одну загадку:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.(Автомобиль)
-Какие бывают автомобили?
-Для чего они нужны?
Информация для учителя:
Первый российский автомобиль с ДВС был построен и публично продемонстрирован в1896 году Фрезе и Яковлевым.
Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:
АвтоВАЗ - крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе
КАМАЗ - находится на 11 месте в мире среди производителей тяжёлых грузовиков.
Группа ГАЗ: ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ), ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод».
Соллерс: ООО «Соллерс-Елабуга», ООО «Соллерс-Набережные Челны», ООО«Соллерс-Дальний Восток», ОАО «Ульяновский моторный завод», ОАО Заволжский моторный завод
ЗИЛ - Завод имени Лихачёва: АМО ЗИЛ, Саранский автоагрегатный завод (СААЗ)
Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) - один из ведущих производителей большегрузных колесных шасси для нефтегазового комплекса России.
Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей
Последовательность выполнения:
-Приготовить шаблоны


-Обвести на цветной бумаге (цвет выбираем любой)


-Вырезать все детали


-Приклеиваем колёса и "окна"


- Дорисовываем детали автомобиля фломастером


У вас получился автомобиль. Но я предлагаю вам сделать такой, чтобы он был единственным в мире, только вашим. Пофантазируйте.
Выставка работ




Также можно на другом уроке сделать модели гоночных автомобилей.
Трафарет гоночной машины.


Выставка готовых работ




Желаю творческих успехов!

Анна Цареградская

Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей, с помощью этих видов деятельности у детей развиваются конструкторские способности, техническое мышление , происходит процесс познания окружающей действительности.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, и исследователь. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активный познавательный интерес к различной технике .

И часто задают вопросы : «А из чего сделаны машины?» , «Как летаю самолеты? и другие» Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструирование, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои конструкции, модели , проявляя интерес.


В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).


Очень интересно мастерить игрушки из не нужных предметов и материалов . Благодаря умелым рукам и фантазии можно создать удивительный мир, так простая коробка может превратиться в робота, в домик, в машину, или во что-то иное.


Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти , он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.


Таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов , в том числе и бросового , способствует развитию у детей творческих способностей.




Публикации по теме:

Дети, народ творческий. Любят что - то творить, придумывать, делать. Весна запаздывала, а хочется тела, солнца, улыбок. И мы решили.

Хочу предложить Вашему вниманию дидактические игры для детей раннего возраста, не требующие особых затрат, которые можно приготовить из.

Мастер – класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста. «Новогодние игрушки из бросового материала в технике декупаж». Эту.

НОД с детьми подготовительной группы «Овечка. Поделки из бросового материала» Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Овечка - поделки из бросового.

Начальное техническое моделирование (Лего-конструирование) Развитие дошкольного образования предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения.

«Оздоровительный бег». Занятие с детьми старшего дошкольного возраста Скобелева Татьяна Анатольевна. г. Кашин, тверская область,МБДОУ детский сад №10 "Солнышко" Цель: формирование интереса и ценностного отношения.

(можно использовать с детьми старшей гр.)"Цветочная фантазия" Для создания этих цветов я использовала пластиковые стаканчики из под йогурта. Обрезала.