Как поднять самооценку ребенку 6 лет девочке. Повышаем у ребенка самооценку

Если вы заметили, что ваш ребенок постоянно повторяет что у него получиться, он ничего не умеет, не сможет, значит ребенок не высоко оценивает свои силы, у него низкая самооценка. Как повысить самооценку ребенка?

Для этого необходимо воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства. Успешные и уверенные в себе люди имеют более позитивное представление о себе, чем неудачники, утверждают психологи.

Факторы, влияющие на самооценку ребенка

Залог положительной самооценки - внимательное, теплое отношение родителей к ребенку! Всем своим естеством он понимает: «Я любим. Здесь мне счастливо живется».

Если это понимание есть, оно будет сопровождать его всю жизнь. Если же у ребенка возникли хоть малейшие сомнения в том, что его любят, вероятность того, что его самооценка будет заниженной, резко возрастает.

Эти первые выводы очень влияют впоследствии на оценку событий. Безусловная, беспредельная, беззаветная любовь родителей - вот главное, в чем нуждается младенец. Не нужно в младенческом возрасте приучать детей к дисциплине, аккуратности, ответственности и бережливости! Дайте ребенку почувствовать, что он - самый лучший и самый любимый.

Подсознание ребенка усвоит эту информацию и сохранит для будущего использования, впитает в себя энергию любви.

Как родителям помочь ребенку повысить самооценку?

По мере взросления самооценка ребенка складывается еще и из оценки своих способностей в разных видах деятельности. Вы можете постоянно доказывать ребенку что он гений в математике. Если он ничего в ней не смыслит он поймет, что вы обманываете.

Значит, не только родительская любовь и забота способна повысить самооценку ребенка. Собственная значимость, основанная на ощутимых успехах в любых начинаниях ребенка. Ваша задача как родителей — помочь своему ребенку добиться успехов в наиболее важном для него деле.

Особенно значимы успехи в учебе. Когда у ребенка проблемы в школе, его одолевает уныние. Пусть у него пока нет успехов в математике, помогите ребенку отличиться в другом: в физкультуре, в английском языке, в рисовании.

Только успех ведет к успеху!

Обучите своего ребенка визуализации для достижения хороших результатов в математике. Пригласите репетитора или занимайтесь сами, и обязательно наступит улучшение.

Иногда родителям, наоборот, не совсем понятно, как хвалить ребенка, не захваливая.

Да, есть такая опасность. Бывает любящий родитель, чаще всего это мама, думает, что повысить самооценку ребенка можно лишь внушив ему что он всегда и во всем лучший.

Она умиляется его посредственной игре на фортепиано, постоянно хвастается его успехами в его присутствии. Такие родители вовсе не требуют, чтобы ребенок по-настоящему добился успеха, ведут себя так, будто он его уже добился.

В результате ребенок срастается с созданным лучезарным образом и не стремится добиваться реальных успехов в жизни. Избежать этой опасности можно. Хвалите вашего ребенка только за реальные успехи. Уж во всяком случае, пропорционально потраченным усилиям ребенка!

На самом деле людей с неоправданно завышенной самооценкой не так уж много, а с заниженной самооценкой - тысячи или даже миллионы, можно предположить, что мы все-таки чаще замечаем недостатки наших детей, чем достоинства. Похоже, люди лучше запоминают плохое, чем хорошее.

Приведем такой пример. Вы были в компании, и вам сказали много приятных слов. Но один приятель обронил колкость в ваш адрес. Скорее всего, приятные слова вы скоро забудете, а неприятные будете помнить еще многие годы.

«Нет-нет, не давайте ей, она обязательно уронит!» - взволнованно и громко сказала мама учительнице, когда та поручила ее 8-летней дочери нести вазу на школьном празднике. Девочка растерялась от этих слов и действительно уронила вазу. Научиться хвалить «правильно» тоже непросто.

Нам намного привычнее и проще на какой-то хороший поступок ребенка отозваться автоматически: «Молодец! Умница! Ты хороший мальчик!» Но надо помнить, что постоянное употребление такой похвалы-оценки может привести к зависимости от похвалы, к тому же ребенок может засомневаться в вашей искренности.

Так что хвалить его надо вдумчиво, искренне, не забывая о том, что это не просто приятные слова в адрес ребенка: это повлияет и на ваши отношения, и на формирование самооценки ребенка и личности в целом.

Оценивая успехи ребенка не сравнивайте его результаты с другими детьми, сравнивайте с его собственными менее успешными результатами.

Никогда не сравнивайте своего ребенка ни с братьями и сестрами, ни с другими детьми

Каждый человек уникален - помните? Кроме того, это очень неприятно и унизительно для того, кто «не лучший», вредно для того, кого хвалят, разрушительно для всех взаимоотношений.

К признанию достоинств вашего ребенка надо подходить творчески! Если вы изо дня в день хвалите его за успехи и достижения одними и теми же словами, то это благотворно повлияет на повышение его самооценки, но эффективность повысится, если вам удастся разнообразить способы поощрения.

Если во время вашей беседы с кем-либо (по телефону или с другими домочадцами) ребенок, что называется, навострил уши, похвалите его невзначай за какой-нибудь хороший поступок. Конечно, хвалить надо искренне и в меру, дети быстро распознают фальшь и незаслуженные восторги.

Мальчику, например, полезно услышать, как отец рассказывает матери: «А ты видела, какой порядок навел Сережа в клетке у попугая? Чистота и порядок! Сергей поработал на славу!» Девочке тоже приятно услышать такой разговор матери с отцом: «Надеюсь, что Таня завтра поможет мне готовить начинку для пирога. Пироги всегда получаются вкуснее, если начинку готовила Таня».

Чтобы повысить самооценку ребенка все эти добрые слова можно говорить и самому ребенку, но одно другому не помешает. Услышать, что о тебе хорошо отзываются «за спиной», бывает гораздо приятнее!

Как повысить самооценку ребенка с помощью игры?

Игра для детей и родителей «Поговорим о нас» (с 9 лет)

Эта игра — упражнение улучшает отношения, повышает самооценку, снижает напряжение.

Сядьте напротив друг друга. Говорите по очереди что вам нравиться в сидящем напротив: «Мне нравится, сыночек, что ты…».

Послушав вас, ребенок озвучивает что ему нравится в вас. И так до семи раз.

Возможно вы услышите такие вещи, о которых никогда не подумали бы! Попробуйте!

Так же интересно делать это упражнение с мужем (женой), с друзьями. Вероятно, узнаете о себе много интересного.

Игра «Скажи комплимент» (с 5 лет).

Эта игра хорошо подойдет для дней рождения, утренников. Она позволяет детям лучше узнать, какие их качества нравятся другим людям.

Игра улучшает взаимоотношения и поднимает настроение. Дети садятся на расставленные по кругу стулья.

По очереди каждому (или тому, кому выпадает фант) дети говорят комплименты:

Сережа, мне нравится, что ты очень смелый. Я помню, как ты помог мне, когда меня в подъезд не пускала злая собака.

Сережа, у тебя красивый почерк.

Сережа, с тобой всегда интересно играть.

Сережа, ты хороший друг.

Сережа, у тебя добрая улыбка.

Когда все выскажутся, можно спросить Сережу, какой комплимент больше понравился и почему. Важное условие этой игры - надо, чтобы дети были хорошо знакомы.

Как повысить самооценку ребенка вы узнали, теперь самое время применить эти знания на практике.

Достигнет ли ребёнок в будущем успеха в жизни или нет, напрямую зависит от уровня его самооценки, которая закладывается в раннем детстве. Ключевую роль в её формировании играют родители и обстановка в семье в целом, а в более позднем возрасте на восприятие себя оказывает воздействие окружение ребёнка. Что такое самооценка? Это осознание важности себя самого, умение адекватно оценивать собственные качества, достижения, достоинства и недостатки. Как развить в детях правильное отношение к себе и почему это важно?

Здоровая самооценка – залог успеха

Достичь баланса между заниженной и завышенной самооценкой при воспитании ребёнка нелегко. Здоровое восприятие себя ребёнок развивает постепенно, если он растёт в благоприятной атмосфере. Крепкая семья, где все относятся друг к другу с уважением, оказывают поддержку, искренне проявляют свои чувства, где малыш чувствует себя защищённым, — вот подходящие условия для развития здоровой самооценки у ребёнка.

Дети с завышенным самовосприятием часто агрессивны, склонны к манипулированию другими. Они считают себя и свои интересы выше остальных. Им сложно смириться с поражением или воспринять отказ родителей выполнить их требование.

Заниженная самооценка у детей проявляется иначе – такие малыши склонны уединяться, они не уверены в себе, в правильности своих действий и в достижении целей. Они постоянно находятся в ожидании худшего – что их не заметят, обидят, не выслушают, не примут. Свои собственные успехи эти дети не замечают или считают их незначительными.

Ребёнку как с заниженной, так и с завышенной самооценкой придётся столкнуться с трудностями, которые непременно проявятся в поиске друзей, брачного спутника, работы и других сферах жизни. Вот почему важно с малых лет научить сына или дочь правильно оценивать и воспринимать самого себя как личность.

Адекватная самооценка позволит ребёнку стать честным, справедливым по отношению к себе и окружающим, ответственным, сочувствующим и любящим. Такой человек умеет признавать свои промахи, равно как и прощать ошибки других. Он способен доводить дело до конца, брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Насколько важны похвала и поощрение?

О важности одобрения упоминалось ещё в Библии, где сказано, что похвала окрыляет. Эти слова и сегодня актуальны – для развития адекватного самовосприятия ребёнка нужно хвалить и поощрять. Заметив, что малыш справился с какой-то задачей, получил новый навык, сразу похвалите его за успехи. Сказанное вовремя доброе слово побудит кроху стремиться завоевать ещё больше одобрения со стороны взрослых.

Здесь действует и обратное правило – ребёнок, не получивший похвалы за добрый поступок или достижение, может утратить интерес к хорошим делам . Если родители постоянно игнорируют или воспринимают успехи ребёнка как должное, малыш начнёт привлекать их внимание к себе иным способом – баловством и агрессией.

Важно научиться правильно поощрять детей, не перегибая палку. Преувеличенная или надуманная похвала способна навредить малышу – зачем прикладывать усилия, если мама и папа всё равно выскажут своё одобрение? В каких случаях похвала неуместна?

  • Из чувства жалости к малышу;
  • Если ребёнок присвоил чужие достижения;
  • Из желания снискать расположение малыша;
  • Не хвалят за природную красоту и здоровье.

У каждого человека есть разные способности и таланты, которые могут проявиться неожиданно. Чтобы выявить их и суметь развить, необходимо побуждать кроху совершать попытки пробовать себя в разных видах деятельности .

Пусть кроха поёт, рисует, танцует или строит, не одёргивайте его, а ободряйте. Никогда не говорите детям, что им не стать великим танцором или музыкантом. Поступая так, вы добьётесь только того, что ребёнок перестанет даже пробовать что-то новое, а его самооценка снизится.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Несколько способов повышения детской самооценки

Убеждённость в том, что родители верят в твои силы и способности, поможет ребёнку преодолевать страхи и достигать целей. Хвалите малыша авансом , показывая и доказывая, что вы не сомневаетесь в нём. Как это делать? Говорите ему, что он обязательно сможет рассказать стихотворение без запинки, он сумеет выполнить определённую работу. Произносите эти слова без тени сомнения, это вдохновит ребёнка и придаст ему сил.

Похвала ребенка с утра – это аванс на весь долгий и трудный день. Хвалите его и за то, что будет, внушите ему веру в себя и свои силы: «Ты расскажешь правило!», «Ты победишь на соревнованиях», «Ты постараешься», «Я в тебя верю» и т.д.


Ещё один способ повысить самооценку детей – это интересоваться их мнением и просить совета в каком-то деле. Получив рекомендацию от сына или дочки, последуйте ей, даже если вы думаете иначе. Это важно, так как позволит достичь цели – поможет самоутвердиться детям. Не бойтесь показывать свою слабость, не скрывайте собственные неудачи, а признавайте их, тогда дети поймут, что и у взрослых не всегда всё получается с первого раза. Обращайтесь за помощью к ребёнку – такой приём особенно хорош в отношениях матери и сына, он создаст благоприятную почву для воспитания в мальчике мужских качеств.

Нужно ли наказывать детей?

Наказание и порицание – важная часть воспитательной работы, без которой нельзя развить здоровую самооценку. Оно даёт возможность осознать собственные промахи, научиться исправлять ошибки. Что нужно знать родителям, применяя порицательные меры?

  • Наказание не должно сопровождаться нанесением физического или психологического вреда ребёнку (Читаем также: почему нельзя бить детей – );
  • Порицание – это любящая мера, не лишайте малыша ласки и заботы, когда он провинился (Читаем также: );
  • Нельзя отнимать подарки у детей – это запрещённый приём;
  • Когда сомневаетесь, стоит ли наказывать за проступок, не делайте этого;
  • Старые промахи и проступки прощайте, забывайте, не упрекайте ими детей и не напоминайте о них;
  • Наказание не должно быть унизительным.

Стоит упомянуть о случаях, когда воспитательные меры стоит отложить или вообще отказаться от наказания ребёнка:

  1. Когда малыш болен.
  2. Если дочь или сын испытывают страх.
  3. После недавно перенесённой психологической травмы.
  4. Если кроха прилагает усилия, но у него не получается достичь результата.
  5. Когда вы уславшие или сильно раздражены.

Для нормализации завышенной самооценки учите ребенка:

  • Прислушиваться к мнению и советам окружающих;
  • Уважать чувства и желания других;
  • Достойно относиться к критике.

Как помочь детям научиться правильно оценивать себя?

Разумное использование наказания и поощрения поможет отцу и матери найти ту самую золотую середину в воспитании детей и развить адекватное отношение к самому себе. Пример родителей станет краеугольным камнем в становлении гармоничной личности детей . Как малыши, так и подростки должны понимать, что мама и папа – обычные люди, которые не застрахованы от ошибок. Если у вас не получилось испечь пирог или закрепить ровно карниз, признайте это. Такое поведение сформирует адекватную самооценку у подрастающего поколения.

Для развития адекватной самооценки:

  1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел. Не решайте за него все проблемы, но и не перегружайте его. Ставьте посильные задачи, чтобы он мог почувствовать себя умелым и полезным.
  2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он это заслуживает.
  3. Хвалите за любую инициативу.
  4. Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам: «У меня не получился пирог…ну ничего, я знаю, в чем причина! В следующий раз я положу больше муки».
  5. Никогда не сравнивайте с другими детьми. Сравнивайте с самим собой: кем он был вчера и кем он стал сегодня.
  6. Ругайте только за конкретные проступки, а не в целом.
  7. Анализируйте вместе неудачи, делая правильные выводы. Расскажите ему похожий пример из своей жизни и как вы справились с этим.

Общие интересы, совместные игры и занятия, искреннее общение – вот что необходимо детям, чтобы почувствовать свою значимость и научиться ценить и уважать себя и окружающих.

Личный опыт

Если ваш ребенок не уверен в себе, стесняется, боится подойти к незнакомым людям, боится знакомится с другими детьми, тревожен. В этом видео даны рекомендации как поднять самооценку ребенка, методы поднятия уверенности в себе, игры для преодоления застенчивости:

Самооценка играет важную роль в жизни человека. Она напрямую влияет на уровень его успеха в сфере межличностных отношений и карьерных достижений. Базовая самооценка формируется еще в раннем детстве и с трудом поддается коррекции во взрослом возрасте без помощи психолога. Потому, чем раньше родители задумаются, как привить ребенку уверенность в себе, тем ему будет проще в дальнейшей жизни.

Как понять, какая у ребенка самооценка

Определить, насколько искажено у малыша самовосприятие, можно по тому, объективно ли он оценивает свои способности, акцентирует внимание на возможностях или препятствиях. Если ребенок постоянно использует такие обороты речи как «я не смогу», «ничего не получится», «мне просто повезло», то он себя недооценивает.

Если при малейших неудачах и промахах малыш ведет себя раздраженно и винит во всем окружающих, слишком стремится к лидерству, то это говорит о его чрезмерной самоуверенности. При этом некоторая пассивность и необщительность не всегда являются признаками низкой самооценки, склонность к агрессивному поведению – завышенной. Следует брать в расчет особенности темперамента ребенка и влияние возрастных кризисов.

Максимально непредвзято оценить уровень самооценки чада помогут проективные методики:

  • «Лесенка»;
  • «Смешные человечки»;
  • рисуночный тест «Человек».

Достаточно показательным является расположение детских рисунков на бумаге. При здоровой адекватной самооценке изображение в подавляющем большинстве случаев оказывается посредине листа и занимает не более 2/3 его площади. О завышенной самооценке говорят увеличение размера рисунка и его сильное смещение вверх. Дети, подверженные комплексу неполноценности, склонны рисовать внизу листа и отводить своему творению не более 1/3 доступного пространства. Также о неверии в свои возможности свидетельствует плохая прорисовка стоп и рук при изображении людей. Признаком высокой самооценки являются рисунки принцесс, королей, супергероев.

От чего зависит становление самооценки

Самооценка определяется как представление человека о важности своей личности и деятельности. Ключевую роль в формировании того или иного уровня самооценки играют характер взаимоотношений с окружающими (ценность) и достижения индивида (компетентность). В раннем детстве круг общения у малыша предельно сужен, потому в основном на его психологическое становление влияют родители. При этом ребенок далеко не сразу начинает осознавать себя как отдельное существо. Лишь в 2-3 года происходит становление его самосознания и восприятия себя как независимого деятеля.

Обратите внимание! Примерно в возрасте 3-4 лет происходит кризис самостоятельности, когда ребенок начинает выражать крайний негативизм, упрямство и своеволие. Чересчур строгие правила и жесткие меры наказания, применяемые в этот период, могут навсегда подавить волю малыша и заложить фундамент для его низкой самооценки на долгие годы.

В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи. Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе.

Виды самооценки у ребенка

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

  1. Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  2. Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Способы повышения самооценки

Самые эффективные способы и советы, как поднять заниженную самооценку ребенку, дают психологи.

Отказаться от сравнений

Для ребенка сравнение с другими может обернуться глубокими внутренними страданиями и нанести огромный удар по самооценке. Ведь ставя другого человека в пример, родители делают посыл своему чаду: «Таков, каков есть, ты недостаточно хорош». Если сравнение проводится с братом или сестрой, то оно вдобавок порождает детскую ревность и борьбу за родительскую любовь.

Сравнивать малыша допустимо только с ним самим: таким, каким он был в прошлом или станет в будущем. Например, «Молодчинка! В прошлый раз в диктанте было пять ошибок, сегодня – только три! Могу уже представить, как в будущем ты станешь еще внимательнее и совсем перестанешь делать ошибки!».

Интересоваться его мнением

Помочь повысить ребенку чувство собственного достоинства может привычка взрослых советоваться с ним в несложных повседневных вопросах. Разговаривать при этом с ним нужно как с равным или даже более компетентным собеседником. Это подарит ему чувство значимости и уверенности в способности принимать разумные решения.

Например, можно попросить помочь определиться, какие шторы лучше повесить в гостиной или какие цветы посадить на балконе. При этом важно хотя бы отчасти, но последовать совету малыша, пусть даже не самому лучшему. Данный прием дает особенно хорошие результаты при общении с подростками, способствуя развитию в них самостоятельности и ощущения сопричастности к миру взрослых.

Предоставить свободу выбора

Устанавливая четкие границы дозволенного, необходимо в чем-то оставить ребенку свободу выбора, позволить ему столкнуться с последствиями неправильно приятого решения. Например, можно принудить малыша надеть шапку на улицу, но какую именно – оставить право голоса за ним. Можно потребовать убрать игрушки с пола, но позволить их сложить так, как он хочет сам.

Предъявлять адекватные требования

У всех родителей есть представление о том, каких высот должен достичь их ребенок в той или иной области. Если малыш не соответствует возложенным на него ожиданиям, они испытывают чувство разочарования. Жизнь такого ребенка превращается в настоящую гонку в попытках порадовать маму и папу: бесконечные кружки, спортивные секции, занятия с репетиторами. Как правило, родители-перфекционисты все равно остаются чем-то недовольны.

Важно научится ставить перед крохой посильные задачи. Например, в силу особенностей развития мыслительных процессов у детей до 6-7 лет основным видом деятельности должна быть игровая, а не учебная. Загружать ребенка занятиями, не подходящими по возрасту, вредно не только для его самооценки, но и для психического развития.

Даже на государственном уровне, что закреплено в стандартах ФГОСа, курсовой задачей становится развитее у детей таких качеств, как наличие собственного мнения, внутренней мотивации, умения учиться новому, а не просто достижение высокого уровня успеваемости. Ведь без определенной закалки характера невозможно найти свое место в мире.

Другие методы

Эффективным средством, как развить у ребенка большую уверенность в себе, являются сюжетно-ролевые игры. Например, можно предложить малышу разыграть сценку, в которой он занял первое место в соревнованиях, а его лучший друг – последнее, из-за чего очень сильно расстроился. Дальше нужно попросить ребенка утешить друга. Или разыграть сценку, в которой малыш опоздал на урок, и учитель на него сердится, затем поменяться с ним ролями. Такие приемы помогают крохе подготовиться к стрессовым ситуациям и освоить эффективные способы поведения.

Нет лучше способа, как воспитать действительно уверенного в себе ребенка и укрепить его самооценку, чем на своем примере демонстрировать здоровое отношение к победам и поражениям. При малыше лучше сказать: «Не получился пирог, ничего страшного! В следующий раз попробуем положить меньше муки!», чем характеризовать каждый свой неуспех как конец света: «Какой кошмар! Больше никогда в жизни ни возьмусь за выпечку!».

Чтобы вырастить уверенного в себе ребенка, также полезно читать сказки и давать смотреть разные мультфильмы, способствующие поднятию самооценки («Гадкий утенок», «Про божью коровку», «Про то, как хорошо быть черепахой»).

Излишняя похвала

Одним из простых способов, как повысить самооценку ребенку, является похвала. Однако нужно знать, за что и как можно хвалить, а что приводит к обратному результату:

  • Можно одобрять любое стремление малыша к развитию и самовыражению, помощь ближнему, храбрые поступки, готовность отстаивать свою точку зрения, оптимистический настрой.
  • Не поможет выработать здоровую самооценку восхваление того, что не достигнуто собственным трудом: красоты, игрушек, одежды.
  • Не рекомендуется использовать общие фразы типа «самый умный», «самый смелый». Абстрактная похвала не дает малышу понимания того, за что именно его одобряют.

Особенности самооценки подростка

Если самооценка младших школьников, в первую очередь, зависит от их успеваемости, то в подростковом возрасте школьные успехи отходят на задний план. Переживание своей значимости и отверженности в кругу сверстников становится основным источником формирования самовосприятия. Авторитет учителей и родителей в этот период максимально падает, соответственно, его способность прямо влиять на самооценку ребенка тоже.

Одним из самых эффективных способов, как поднять самооценку и уверенность в себе подростку, является создание возможностей для новых знакомств. Чем в большее количество социальных групп будет входить ребенок, тем больше различных точек зрения на свою личность он получит, тем объемнее станет его представление о своей значимости. Бывает так, что отношения в школе со сверстниками не складываются, в кружке по интересам или летнем лагере ребенок получает уважение и любовь.

Дополнительная информация. Методика Будасси или тест Дембо-Рубинштейн на самооценку личности подростка помогут определить ее адекватность.

Как еще повысить самооценку и уверенность в себе подростку:

  • Необходимо поддерживать ребенка в его увлечениях и хобби. Ведь то, что нравится, обычно получается хорошо делать. Высокие результаты труда как ничто другое повышает веру в свои силы и способности.
  • Важно ориентировать подростка на абстрактные духовно-нравственные идеалы. Это поможет снизить его зависимость от мнения случайных людей и сделает его самооценку более устойчивой.

Разница заниженной самооценки девочки и мальчика

На самооценку девочек и мальчиков может негативно влиять гендерная привязка одобряемых обществом качеств. Так, в девушках, к примеру, приветствуются ухоженная внешность, аккуратность, покладистость, целомудрие и стыд. Проявление традиционно мужских черт характера и интересов, если и не запрещается, то все равно не поощряются. Аналогично для юношей: им предписывается быть активными, смелыми, агрессивными. Редкому юноше удается сохранить здоровую самооценку, если он не вписываешься в традиционные представления о маскулинности.

Важно! Отношение к ребенку как к представителю определенного пола влияет на формирование его самооценки в целом.

Гендерные стереотипы пагубно влияют на самооценку, когда лишают юношей и девушек права развивать все свои таланты и сильные стороны характера, ограничивают свободу выбора жизненного и профессионально пути. Поэтому важно объяснять ребенку, что его ценность не зависит от того, насколько он вписывается в ожидания общества. Необходимо убрать из собственного лексикона выражения: «Делай так-то! Ты же мальчик/девочка!».

Чего не нужно делать

Существуют типичные ошибки родителей, пагубно влияющие на самооценку ребенка:

  • Критикуя, нельзя переходить на характеристику личности. Негативную оценку можно давать только поступкам. Лучше сказать «я не люблю, когда у тебя в комнате бардак», а не «ужас, какой ты неряха».
  • Неэффективно примешивать к похвале критические замечания, упреки. Нельзя говорить: «Как здорово, что ты убрался в комнате, а то обычно у тебя жуткий бардак!».
  • Нельзя наказывать малыша, когда он не справляется с наплывом негативных эмоций, любым недостатком, прилагая искренние усилия.
  • Не рекомендуется вспоминать о старых проступках. Так можно сформировать у ребенка ощущение вечно виноватого.

Важно! В первую очередь, ребенок реагирует не на поступки и слова родителей, а на их эмоциональную компоненту. Полные раздражения и презрения высказывания в адрес малыша могут навредить его самооценке гораздо больше, чем самое строгое наказание.

Корректировать самовосприятие ребенка можно и нужно. Главное в этом деле – начать с работы над собой, поднимать собственную самооценку и развивать эмоциональный интеллект.

Видео

Развитие самооценки ребенка дошкольного возраста - важный этап развития личности. Родители ошибочно полагают, что малыш 5-6 лет не способен глубоко рассуждать о своей личности. Именно дошкольный возраст определяет направление, уровень активности человека. Однако немногие дети умеют оценивать себя правильно. На формирование мнения влияют родители, сверстники, окружающие взрослые. Качество межличностных взаимоотношений создает условия для развития у дошкольника завышенной, адекватной, низкой самооценки.

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст - это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен - если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы :

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст - это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности - умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе - это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок - очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.

  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание - меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал - пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, чада;

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия :

  • первая ступенька - самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую - больше плохие, чем хорошие;
  • пятую - плохие;
  • шестую - очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста :

  1. первую - вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая - шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая - крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители. Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная. До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность. В семье, детском саду, начальных классах при чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки. Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

К одному из видов не адекватной самооценки относят - завышенную самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам. Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики. При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

К другому виду не адекватной самооценки относят - заниженную самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят.

Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек. У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет. Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

Когда развивается низкая самооценка у ребенка? Если родители, педагоги часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

В родителями и педагогами еще один очень важный момент - необходимо оценивать не личность, а только поступок, совершенный ребенком.

Также рекомендую не сравнивать ребенка с другими детьми. Например: с отличником в классе или со спортивным мальчиком из соседнего подъезда, прилежной девочкой с верхнего этажа. При этом вы можете считать, что ваш ребенок начнет лучше учиться, станет заниматься спортом и будет прилежно себя вести. Но зачастую это и приводит к снижению самооценки у ребенка. Он начинает завидовать ребенку, с которым его сравнивают, а также очень часто испытывает к нему чувство ненависти.

Как повысить самооценку ребенку

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

  1. Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся положительно. Когда ребенок хочет кем-то стать, говорим: «Ты можешь стать классным танцором; выдающимся художником; народным певцом; т.д. Так вы сохраните у ребенка желание идти к своей мечте, поставленной цели.
  2. Предлагаю всегда искренне радоваться вместе с ребенком и обязательно хвалить его за отличные, хорошие оценки, когда он сделает интересную поделку, обратит внимание на что-то красивое и необычное, нарисует яркий рисунок…
  3. Произносите такие фразы: «Я тебя очень сильно люблю!», «Я верю в тебя!», «Я горжусь тобой!».
  4. Если вы что-либо подарили ребенку, вы должны понимать, что это теперь его. Вы не имеете права забирать эту вещь у него обратно.
  5. В том случае, если у вас с ребенком налажены доверительные отношения, он может делиться своими сложностями, неудачами. Необходимо проанализировать вместе с ним проблему, как она образовалась, от чего она зависит, как ребенок относится к происходящему и какие пути выхода из ситуации он видит…. Этим самым ребенок чувствует близость ваших отношений и доверие к вам. Очень важно, что такие беседы должны проходить в спокойной дружелюбной обстановке!
  6. При различных ситуациях родители или педагоги могут спрашивать у ребенка совет. При правильно выстроенных отношениях, ребенок абсолютно серьезно расскажет вам свой вариант. Когда вы внимательно выслушиваете ребенка и поблагодарите его, ребенок понимает, что его уважают, относятся как к равному себе, мнение его важно!

Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.