Детский сад страна загадок не забудется она. Конспект конкурсной программы «Вечер загадок в старшей группе

16.03.2016

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в страну загадок и отгадок»

Цель: развивать у детей память, внимание, логическое мышление, прививать любовь к русским традициям, загадкам и отгадкам...

Задачи: Закрепить представления о величине и форме предметов через дидактические игры и упражнения. Совершенствовать умение делать обобщение, находить различение и предметов. Находить различие и сходство предметов. Закреплять количественный счёт до 6. Упражнять в разгадывании загадок, способствовать речевому развитию и слуховому воспитанию.

Материалы к занятию: Два набора матрёшек, мячи, игрушку зайца, корзину с овощами, знаки с обозначением остановок, руль, лепестки цветков с сердечками, муляжи насекомых.

Ход занятия

1 Вступительная часть.

Дети проходят в группу, встают полукругом. Ребята вы любите отгадывать загадки? А играть с игрушками? Тогда я приглашаю вас в страну «Загадок и отгадок», там вас ждут весёлые игрушки, занимательные игры и хорошее настроение. А отправимся в эту страну на машине. Вот руль, начало водитель будет (имя ребёнка), а затем водитель будет у нас меняться.

Садитесь и поехали.

2 Основная часть.

Звучит песня «Мы едим, едим, едим, в далёкие края».

Мы приехали, первая остановка «Игрушкино». Слушайте ребята загадку, отгадаете, и появится игрушка:

Его пинают, а он не плачет

Его бросают-назад он скачет (Мяч)

Посмотрите, а вот и мячи. Скажите мне пожалуйста, чем они отличаются? (цветом, формой, размером) А, сколько их, сосчитайте? Правильно шесть. А для чего нужны эти колючие мячи? Правильно для массажа.

Пальчиковые упражнения с массажным мячиком «Мы мячиком круги катаем».

А теперь следующая загадка.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружки,

Все они сидят в друг, дружке,

А всего одна игрушка (Матрёшка)

Молодцы, отгадали, а вот наша матрёшка. Даже не одна, а с подружками, посмотрите. Какие они румяные, круглолицые, в ярких сарафанах. Хотите с ними поиграть?

Игра «Разбери матрёшку»

Игра «Построй матрёшку по росту »

Игра «Найди самую большую и маленькую матрёшку»

Молодцы ребята, но нам пора в путь. Теперь водитель будет (имя ребёнка) поехали (звучит песенка).

Следующая остановка «Лесная». Если остановка называется лесная, то куда мы приехали? Правильно, в лес.

Как хорошо в лесу дышится, давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательная гимнастика (звучит спокойная музыка) скажите ребята а какие животные живут в лесу? (волк, лиса, заяц) .

Как их называют одним словом? (дикие животные) .

А теперь отгадайте мою загадку про лесного жителя:

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц)

Правильно вот и зайчик. Зайчик любит морковку, может, угостим его? У меня случайно оказалось угощение для зайчика. (Каждый ребёнок достаёт овощи из корзины и называет их). Огурцы, капуста, морковь, помидор как они называются одним словом? Правильно, овощи.

А теперь девайте, поиграем в игру.

Игра «Найди морковку»

Игра «Чудесный мешочек»

Молодцы, справились. А теперь овощи и фрукты хотят с нами поиграть в прядки.

Игра на развитие внимания и памяти.

«Какого овоща или фрукта не стало?»

Пусть зайка лакомится овощами, а нам пора в путь, теперь водитель будет (имя ребёнка) поехали.

Жу-жу-жу

Я на ветке сижу,

На цветке сижу,

И жу-жу, жужжу(жук)

Правильно ребята, это жук. Все наши паучки жучки попрятались, давайте их сейчас отыщем. Кого нашел (имя ребёнка), кого (имя ребёнка)? Кого нашла (имя ребёнка) - божю коровку. Кого нашел (имя ребёнка) - жука. Жу-жу-жу я в руках жука держу.

Пчела, жук, бабочка, стрекоза как их можно назвать одним словом. Верно насекомые.

Цель: активизировать познавательную и творческую деятельность детей через составление загадок, создать детский журнал загадок «Гномик».

  • развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;
  • развивать память, речь, внимание;
  • развивать творческие способности детей.
  • расширять знания детей об окружающем мире;
  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру,
  • формировать потребность участвовать в творческой созидательной деятельности.
  • формировать навыки совместной деятельности, умение общаться.

Дидактические материалы: презентация (Приложение 1 ), карточки (опоры-таблицы) – Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4 , предметные картинки.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, сигнальные карточки красного и зеленого цвета.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Ход урока

1 этап – организационный момент (заранее разделить на 3 группы)

Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А отправляться в путешествие нужно с хорошим настроением. Давайте улыбнемся! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я желаю вам успехов. Я думаю, что на этом уроке вы узнаете много нового и интересного.

2 этап – формулирование темы и целей деятельности

Жил-был гном и звали его Гномыч. 1 слайд (Приложение 1 )

Что вы знаете о гномах? (Гномы – сказочные существа маленького роста. Они обитают глубоко в подземельях, где копят сокровища. Гномы могут вознаградить за доброту и жестоко наказать за равнодушие, жестокость. Иногда они дарят волшебные подарки. Но не всегда эти подарки приносят людям радость.)

Гномы бывают добрые и злые. А как вы думаете наш Гномыч какой? (Добрый, смешной, добродушный, веселый.)

Так вот это был необычный гном. В то время когда его товарищи искали сокровища под землей, он разгадывал загадки. Именно загадки стали его самым любимым сокровищем. Разгадывать загадки – это его самое любимое дело. А вы любите разгадывать загадки?

Тогда вы легко угадаете, на что похож домик нашего Гномыча.

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко. (Яблоко )

2 слайд (Приложение 1 )

Что вы можете сказать о характере Гномыча, о его любимых занятиях?
Жил себе гном не тужил, пока не услышал, что есть такая страна – Страна Загадок.
Может кто-то из вас знает что-нибудь об этой удивительной стране?
Что мы знаем о Стране Загадок? Начнем с того, что это страна и, значит, как во всякой стране, в ней есть горы, реки, моря, города, дороги. Точнее – загадочные горы, загадочные реки, загадочные моря, загадочные города... А чему можно научиться в стране Загадок? (Разгадывать загадки, придумывать их, рисовать загадки.) Гномыч потерял покой. Ведь попав в страну Загадок можно научиться составлять загадки. А это была его мечта.
А вы хотите научиться составлять загадки? Как вы думаете, что легче: отгадывать загадки или их придумывать? Вот это нам и предстоит узнать.
Мы отправимся в Страну загадок вместе с Гномычем. Сегодня мы разгадаем много загадок и придумаем свои загадки. Все загадки мы оформим в журнале.

3 этап – подготовительный

3 слайд (Приложение 1 )

Путь предстоит дальний. Давайте поиграем, может дорога нам покажется короткой.

Игра называется «Цепочка». (Цель – учить детей выделять признаки объектов.)

Учитель показывает картинку с изображением объекта, ученик называет его. Затем картинка передается другому ученику. Он должен назвать один из признаков объекта (какой он) и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Для каждой команды свой объект.

Объекты: лиса, груша, мяч.

И вот по загадочной дороге мы пришли в город Загадок. 4 слайд (Приложение 1 )

Город этот заселен загадочными (точнее, загаданными) предметами. Жители Страны Загадок появляются перед нами только в том случае, если мы их разгадаем, а в остальное время они прячутся в своих домиках и оттуда рассказывают нам о себе загадочные вещи.

Давайте поиграем.

Игра «Угадай по описанию».(Цель – учить детей по описанию определять объект.)

Учитель показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Составляем свой рассказ по плану. 5 слайд (Приложение 1 )

1. Что (кто) это? (не называя ответ)
2. Какой он? (цвет, форма, размер)
3. Где находится? (живет?)
4. Для чего нужен? что любит?

Объекты для 3 команд: 1 команда – мышка, 2 команда – елка, 3 команда – облако.

Приглашается по одному человеку из каждой команды, он описывает предмет, другие отгадывают.

На что похожи рассказы, которые вы составили? (на загадки)

Мы с вами попали на улицу Неоконченных Картин. 6 слайд (Приложение 1 )

Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит – стоят пустые дома, построенные специально для еще не придуманных загадок. "Дай-ка, – думает, – нарисую загадки и поселю их в домики". Начал он рисовать, но лень ему стало. Бросил он начатое дело и пошел дальше. Подошел к другому домику – и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал ленивый художник целую улицу.

Вот эти неоконченные загадки. Давайте поможем ленивому художнику. Расскажите, что хотел нарисовать художник.

Физкультминутка

А вы знаете, что есть молчаливые загадки? Мы пришли на улицу Молчаливых загадок. 7 слайд (Приложение 1 ) Их можно загадывать молча, с помощью жестов. Кто из вас хочет загадать молчаливую загадку?

Ученик выходит к доске, берет карточку, на которой написано название предмета. Ученик должен показать жестами предмет. Все остальные повторяют движения за ним и затем отгадывают предмет.

(Приложение 3 : молоток, мяч, медведь, расческа, кошка, лампочка, телефон.)

И вот, наконец-то мы пришли на улицу Похожестей и Непохожестей. 8 слайд (Приложение 1 )

На улице Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет – каждому найдется место. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и что отличного.

В одном из домиков живет гриб. Давайте придумаем загадку про гриб. 9 слайд (Приложение 1 )
На какие предметы похож гриб? (На зонтик, дом, мужичка.)
Чем гриб отличается от зонтика? (Гриб растет, а зонтик нет.)
Чем гриб отличается от дома? (Нет окон и дверей.) от мужичка? (Нет бороды.)

(Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые.)

Все, что мы сейчас сказали, можно записать в табличке. 10 слайд . (Приложение 1 )

Используем связку « Как…, но …», чтобы связать слова.

Послушайте, какую загадку составил Гномыч. 11 слайд (Приложение 1 )

Как зонтик, но растет,
как дом, но без окон и дверей,
как мужичок, но без бороды.

В другом домике предметы поступают иначе – они рассказывают, чем похож на них герой загадки. Возьмем свечку. 12 слайд (Приложение 1 )

Что делает свечка? (Светит, тает, капает.) А какой еще предмет светит? (Лампа, солнце)
Что тает? (Снег.) Что капает? (Дождь.)

Давайте посмотрим на табличку-опору. 13 слайд (Приложение 1 )

Разделив каждую пару слов связкой "а не", получим загадку: 14 слайд (Приложение 1 )

Светит, а не лампа;
тает, а не снег;
капает, а не дождь".

4 этап – проектная деятельность

Давайте все вместе пополним сокровищницу Гномыча. Попробуйте составить свои загадки. 15 слайд (Приложение 1 )

Каждой команде дается рисунок предмета, о котором надо составить загадку. Также каждой команде будет оказана помощь в виде табличек-опор (Приложение 2 ).

Все ваши загадки мы оформим в журнале «Гномик». 16 слайд (Приложение 1 )

За работу! Гномычу не терпится разгадать ваши загадки.

Самостоятельная работа учащихся по составлению загадок. Учитель осуществляет помощь. Если в команде возникает затруднение, ученики поднимают сигнальную карточку красного цвета, позвав учителя на помощь. Когда команда закончит работу, нужно поднять сигнальную зеленую карточку. Она скажет: все готово.

5 этап – практическое применение проекта.

Давайте разгадаем загадки, которые придумали ребята.
Каждая команда знакомит со своими загадками. Остальные команды отгадывают загадки.

6 этап – самоанализ проектной деятельности

Расскажите Гномычу о том, как вы работали в команде. 17 слайд (Приложение 1 )

Каждому члену команды нужно заполнить табличку о своей работе. Ели вы согласны с утверждением, то ставите +, если это не так -. (Приложение 4 )

Табличка дается каждому ученику, он оценивает свою работу на уроке.

7 этап – итог работы

Что вы сегодня научились делать? (научились составлять загадки).

Понравилось ли вам составлять загадки?

Легкое это дело или трудное?

Я думаю, что Гномыч остался доволен результатом нашей работы. 18 слайд (Приложение 1 )

Вы можете продолжить работу по созданию детского журнала загадок «Гномик».

В этом журнале будут все загадки, которые вы составили сегодня на уроке. 19 слайд (Приложение 1 )

Спасибо за урок!

Окончание проекта, его итог – создание журнала загадок.

Для работы над журналом распределяются роли: художники-оформители, наборщики текста.

По окончании работы часть ребят (по 1–2 человека из команды) могут представить свой журнал в других классах, совершив путешествие в Страну Загадок, поиграть в игры «Цепочка», «Угадай по описанию», «Молчаливые загадки», загадать загадки из журнала «Гномик».

Можно использовать для представления проекта презентацию из Приложения 5 .

Использованы материалы из Интернета:

  1. http://www.trizminsk.org/e/23105.htm#c01
  2. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/metodzag.htm
  3. http://www.trizway.com/art/renewal/196.html
  4. Использованная литература:
  5. Проектная деятельность в начальной школе/авт.сост. М.К, Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Развиваем воображение и фантазию/Светлова И.Е. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Набережные Челны

Сценарий праздника «День рождения детского сада»

Средняя группа

Составили:

Набережные Челны

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День рождения детского сада»

Задачи:
1. Воспитывать любовь к своему детскому саду, сотрудникам – гордость за детский сад, бережное отношение к ценностям детского сада.
2. Привлечь внимание детей к истории детского сада, развивать их познавательную активность.
3. Развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность и патриотизм.

Оборудование: клубки ниток и толстые карандаши; шарики; стулья; набор кукольный театр «Теремок»; домик; искусственные ёлки и деревья; каравай; диски с песнями – «Если весело живётся», «Танец утят», «Маленькая страна».
Звучит песня «Маленькая страна» (Слова и музыка И. Николаев) в исполнении Н. Королёвой.
Дети входят в празднично украшенный музыкальный зал воздушными шариками и выстраиваются полукругом лицом к зрителям.
1 Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости!
Мы спешили в зал с весельем,
Хотим поздравить детский сад.
Встречает он свой день рожденья
Уж 20 год подряд!
1 ребёнок: Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Все от первого до последнего ряда.
Вас приветствуют дети нашего сада
2 ребёнок: Пускай же задорно.
В просторе широком
Для всех вас звучит в нашем зале высоком
Наш пламенный детский …
Все: Привет!
3 ребёнок: Будем петь и веселиться,
В игры шумные играть,
А пока всем предлагаем
Праздник песенкой начать!

Дети исполняют песню «Детский сад – волшебная страна» и садятся на стульчики.

«Детский сад – волшебная страна» (Слова и музыка О. Шапоренко)
Мы росли в тепле и ласке,
Как цветочки по весне,
Каждый день встречали сказки
В удивительной стране.
Хорошо, что есть на свете
Государство «Детский сад».
Там всегда играют дети -
Много маленьких ребят!
Припев: Детский сад - волшебная страна,
Чудесами, тайнами полна.
Детский сад - страна загадок,
Не забудется она.
Здесь пенек мечту имеет,
Здесь Кикимора живет,
Паровоз дружить умеет,
Разговаривает кот.
Даже злая Бабка-Ёжка
Тут царевной может стать,
А изба на курьих ножках
Любит «русскую» плясать.
Припев.
2 Ведущая: Родной дом у вас не только там, где вы живёте, но и там, где ваши друзья. Сегодня у нас особый праздник – день рождение нашего детского сада. Каждый из вас при рождении получил имя, которое для вас подобрали ваши мамы и папы. А знаете, как называется наш детский сад? Имя его «Родничок». А что оно означает? Родничок - это водный источник, текущий из глубины земли. Из родника начинается река.
Наш «Родничок» несет в себе добро, заботу, тепло, уют, внимание ко всем ребятам нашего сада. «Родничок» дружит со всеми ребятами. Это сад, в котором всем хорошо, весело, комфортно.

Выступление вокальной группы воспитателей «Родничок»
День рождения (Слова и музыка: Елена Плотникова)

Этот праздник всегда
Нас с улыбкой встречает -
Зажигает огни
И волшебные свечи!
Пусть, как шарики, вдаль
Улетают печали
В ярком мире добра
И мечты бесконечной!
Припев:
День Рожденья – праздник солнечных дней!
День Рожденья – встреча лучших друзей!
Долгожданный вечер звёзд золотых
В небе сказочной и светлой мечты!

В этот праздничный день
Все тебя поздравляют!
Будет много веселья,
Улыбок и смеха!
И тебе от души
Все сегодня желают
Сто процентов удач,
Сто процентов успеха!
Припев.

«Пусть в этот день
сбудутся все твои самые волшебные мечты!
И пусть все твои родные и друзья будут рядом с тобой
в твой День Рожденья!»
Припев 2 раза.

1 Ведущая: Наш дом, ребята, не был бы ни веселым, ни сказочным, ни радостным, если бы не было в нём сотрудников. Это их праздник. Ведь эту сказочную страну они создают для вас! Я прошу их войти сейчас в этот зал!
Звучит музыка. Сотрудники выходят в центр зала.

4ребёнок: Есть на свете где-то сад,
В этот сад идти я рад.
Здесь и летом, и зимой
Все друзья мои со мной.
5 ребёнок: Здесь растут не вишенки -
Анечки да Машеньки,
И шумят не веточки -
Иры, Даши, Леночки.
6 ребёнок: Помогают нам с утра
Нянечки и повара,
Сторожит здоровье наше
Медицинская сестра.
7 ребёнок: Хорошо живётся тут!
А в саду у нас растут
Не черешни и не груши -
Саши, Любы и Катюши.
8 ребёнок: Наш любимый завхоз
Всех по имени зовёт,
Воспитательница наша
С нами пляшет и поет.
9 ребёнок: Каждый день кипит работа
У заведующей забота –
Этим домом управлять, ничего не упускать.
10 ребёнок: И за все заботы им
Мы спасибо говорим.
Вот какой здесь чудо-сад
Для таких, как мы, ребят.

1 Ведущая: Эту песню наши ребята дарят всем сотрудникам детского сада.

Песня: «Живут волшебники на свете»
Слова М. Пляцковского
Музыка Б. Савельева
Живут волшебники на свете,
Они приносят радость нам.
Их в гости ждут с восторгом дети
И знают всех по именам.
Припев:
И где-то рядом сказки бродят,
Когда звучат их голоса.
Волшебники приходят,
Приходят и уходят,
Но остаются чудеса.

Живут волшебники земные,
Тепло, своих сердец даря,
У них улыбки озорные,
Но остаются чудеса.
Припев.

Живут волшебники - и верят,
Что детство-праздник без конца.
Что правде все открыты двери
И все распахнуты сердца.
Припев.

2 Ведущая: Хорошим и весёлым можно назвать тот детский сад, в котором дружные дети. А вы дружные ребята? А танец друзей знаете?

Танцевальная игра «Если весело живется, делай так»

Игра на сплочение детского коллектива . Взрослый начинает петь песню, выполняя определенное действие после каждой строки песни, а дети повторяют за ним.


Если весело живется, делай так (Два хлопка в ладоши).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так (Два хлопка).

В следующих куплетах вместо хлопков: два щелчка пальцами, два хлопка по коленям, два притопа ногами, два прыжка, выкрикиваем слово „хорошо!". А последний куплет звучит так: „Если весело живется, делай все!" И после каждой строчки нужно повторить поочередно все движения из каждого куплета.

1 Ведущая: Какой же праздник без веселья и забав? Самое время поиграть.

Игра: «Клубочек»

Дети разбиваются на пары. Каждой паре выдается клубок ниток и толстый карандаш. По сигналу ведущего дети начинают перематывать клубок на карандаш. Один из детей держит клубок, второй наматывает нить на карандаш. Побеждает пара, быстрее всех выполнившая работу . Второй приз можно присудить за самый аккуратный клубок.

2 Ведущая: Тыпыр-тыпыр тыпырдатып
Бергә басаек әле.
Уйнап, көлеп, җырлап-биеп
Күңел ачаек әле.
Уен - урындык белән. В центр ставятся стулья, на 1 меньше, чем число участников. Дети под музыку ходят или бегают вокруг стульев. Внезапно музыка прекращается, надо успеть занять стул. Кому не хватило - выходит из игры. Один стул убираем и все продолжается. Биибез дә, җырлыйбыз да,
Гөрләп күңел ачабыз.
Татар халык көенә
Тагын биеп алабыз.

1 Ведущая: Ребята, ваши родители во всём нам помогают. И сегодня они приготовили для нас всех сюрприз. Сказка: «Теремок» (Дети смотрят сказку).
Действующие лица: Мышка
Лягушка
Заяц
Лиса
Волк
Медведь
Слева стоит теремок. Справа – несколько деревьев. На втором плане лес.

На поляну из-за деревьев выходит мышка с узелком и направляется к теремку.

Мышка (поет)
Каждый должен где-то жить
И зимой, и летом.
Как же Мышке не тужить,
Если дома нету?
Каждый должен где-то спать
И обедать где-то.
Как же мне не горевать,
Если дома нету?
Мышка останавливается перед теремком .
Мышка
Что за славный теремок –
Не большой, не маленький.
Он не заперт на замок,
Не закрыты ставенки.
Флюгерок стоит на крыше,
Под окном сирень цветет.
Вы скажите серой мыши,
Кто тут в тереме живет?
Я готовить мастерица,
Шить могу и вышивать.
Я хочу здесь поселиться,
Чтобы жить да поживать!
Мышка оглядывается по сторонам. Ей никто не отвечает. Она входит в теремок и выглядывает из окошка.
Мышка
Хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!
Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Лягушка с узелком и направляется к теремку.
Лягушка
Что за славный теремок!
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда!
Из трубы дымок идет.
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!
Из окна выглядывает Мышь.
Мышка
Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка
Я Лягушка-поскакушка,
Будем пить с тобою чай!
Я умею плавать брасом,
Воду из реки носить.
Со своим пришла матрасом
И прошу меня пустить!
Мышка
Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьем!
Лягушка входит в дом. Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Зайчик с узелком и направляется к теремку.
Зайчик
Что за славный теремок
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
С заячьей принцессой!
Посажу я огород
Рядом на лужайке.
Кто тут в тереме живет,
Расскажите Зайке!
Мышка выглядывает из окна.
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка
Кто тревожит наш покой?
Я Лягушка-поскакушка.
Говори, кто ты такой!
Зайчик
Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик!
Вы пустите жить меня,
Я хороший Зайчик!
Я полы умею мыть
И махать ушами.
Мышка (Лягушке)
Может, пустим Зайца жить?
Лягушка (Зайчику)
Оставайся с нами!
Зайчик заходит в дом. Мышка и Лягушка прячутся. На поляну из-за деревьев выходит Лиса с узелком и направляется к теремку.
Лиса
Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный!
Чую яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Эй вы, мил честной народ,
Отворяйте двери!
Кто тут в тереме живет,
Люди али звери?
Мышка выглядывает из окна.
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Кто ты, отвечай-ка!
Лиса
Про красавицу-Лису
Слух давно ведется.
Знают все меня в лесу!
Зайчик
Место ей найдется!
Мышка
Заходи, кума, смелее,
Вот как раз готов обед.
Лягушка
Вместе будет веселее!
Лиса входит в дом.
Лиса
Лучше дома в мире нет!
Все обитатели теремка скрываются в нем. На поляну из-за деревьев выходит Волк с узелком и направляется к теремку.
Волк
Вот хоромы так хоромы –
Здесь простора хватит всем!
Что молчите? Есть кто дома?
Да не бойтесь вы, не съем!
Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Лиса
И Лиса, хозяйка!
Не возьму я что-то в толк,
Кто ты?
Волк
В дом пустите!
Я совсем не страшный волк!
Сами посмотрите!
Зайчик
Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
Лягушка
Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца!
Волк входит в дом. Все обитатели теремка выглядывают в окошки.
Все жители теремка (хором)
Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!
Из-за деревьев выходит Медведь с узелком и идет к теремку.
Медведь
С вами жить хочу и я! Но только он для меня мал, вдруг я его сломаю. Давайте, мы с вами лучше потанцуем.
Все жители домика кричат «Ура!» и приглашают детей на танец.

Танец маленьких утят.

2 Ведущая: Счастлив тот, у кого много друзей – хорошей дружбой надо дорожить.
1 Ведущая: Самый большой друг-это наш детский сад, потому что мы его любим, любим всех, кто здесь трудиться, живёт и растёт.
11 ребёнок: Любим наши мы игрушки,
Любим наших мы зверюшек.
Любим мы наш детский сад.
Любим взрослых и ребят.
12 ребёнок: Вот какой у нас хороший детский сад.
Все мы любим нежно детский сад.
Утром я бегу скорее в детский сад.
Вечером скажу: «До встречи, детский сад».
Детский сад, детский сад,
Все мы очень любим детский сад!
2 Ведущая: Итак, ногами топаем, руками хлопаем! И громко крикнем «Ура!»
Сколько добрых лиц вокруг,
Эй, ребята! Шире круг,
Громче музыка играй,
Испечём мы каравай!

Каравай (Русская народная песня).
Дети встают в круг, берутся за руки и водят каравай: поют и выполняют незатейливые движения, на протяжении песни (до хлопков) руки друг друга не отпускают.
Как на день рожденья сада
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины, (руки вверх)
Вот такой нижины, (присесть, руками коснуться пола/земли)
Вот такой ширины, (расходятся в стороны)
Вот такой ужины!.. (сходятся к центру)
Каравай, каравай, (хлопают в ладоши)
Кого любишь - выбирай!

1 Ведущая: Угощенье на столе,
Усаживайтесь все.
Есть конфеты и печенье, шоколадки и зефир.
Будет праздник на весь мир!
Список использованной литературы
1. А у нас сегодня праздник,- Ярославль: Академия развития, 2005.
2. Праздники в детском саду,- Москва: Аквариум, 2006.

Конспект. Вечер загадок в старшей группе «Почтальон Печкин спешит к нам в гости»

Описание материала: предлагаю вам конспект вечера загадок для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Почтальон Печкин спешит к нам в гости». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, родителям, студентам педагогических колледжей. Этот конспект направлен на расширение и обогащение знаний детей об окружающих предметах и их словообразовании.

Конспект вечера загадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».

Интеграция образовательных областей : «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цель : продолжать расширять и обогащать знания детей об окружающих предметах, название которых состоит из двух простых слов.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о сложных словах и их образовании из двух простых.

Развивающие: Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ, делать умозаключения.

Речевые : Развивать связную речь, излагать свои мысли последовательно, обогащать словарь: сыроежка, водопровод, стеклорез.

Воспитательные : Воспитывать интерес к окружающим нас предметам и бережное к ним отношение.

Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением отгадок,7 карточек с цифрами от 1 до 7 (на обратной стороне написаны буквы МОЛОДЦЫ), самокат детский, посылка, стол с самоваром.

Методические приемы : Игровой прием, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, поощрение, подведение итогов - прочтение слова «молодцы», физкультминутка на внимание «Командиры», хоровое и индивидуальное проговаривание слов, чаепитие.

Ход.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, к нам пришел гость.

На самокате въезжает почтальон Печкин (переодетый воспитатель).

Печкин . Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я приехал к вам на транспорте, который сам катит (демонстрирует.) Как его можно назвать одним словом? (самокат)

Верно, это сложное слово состоит из двух простых слов, повторите эти слова хором.

Молодцы. Мне прислали посылку с загадками, а я ни одной разгадать не могу. Помогите, пожалуйста. (достает из посылки иллюстрации-отгадки, раскладывает их по столу обратной стороной, обращает внимание детей, что здесь написаны цифры, а с обратной стороны - секрет, увидим его если отгадаем загадку).

Воспитатель . У меня тоже есть цифры (1-7), (располагает их на доске по порядку)

Под ними тоже есть секрет, увидим его в конце вечера.

Печкин. Ребята, под какой цифрой вы хотите отгадать загадку? (дети ходят вокруг стола и сами выбирают карточку с любой цифрой - называют 3)

Печкин читает.

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Водопровод)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Молодцы, вы отгадали загадку (переворачивает лист и показывает картинку водопровода).

Из каких слов вы составили слово «водопровод»? (воду проводит)

Воспитатель. Вы отгадали загадку под цифрой 3, давайте откроем ее на доске (переворачиваем карточку-там буква Л).

Печкин. Под какой цифрой отгадываем загадку? (по желанию детей -1)

Печкин читает.

Ей забили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не перестает

И в тарелку отправляет. (Мясорубка)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Верно (показывает картинку мясорубки.) Назовите 2 простых слова (мясо рубит)..

Воспитатель. Вы отгадали загадку, открываем цифру 1 (М)

Печкин. Походите вокруг стола и выберите следующую загадку. (дети выбирают 6).

На зеркальном на катке,

На единственном коньке,

Он проехался разок,

И распался весь каток. (Стеклорез)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Молодцы! отгадали загадку (показывает картинку).

Воспитатель. Вы отгадали загадку под цифрой 6. Переворачиваем ее (Ц)

Печкин. Предлагаю поиграть в игру « Командиры». Услышите это слово - выполняйте задание, которое я вам скажу. Не услышите - не выполняйте. Я посмотрю какие вы внимательные. Встаньте, пожалуйста в круг.

Командиры, руки вверх, (выполнить)

Командиры, хлопнули в ладоши,(выполнить)

Топните ногой (не выполнять.) Можно дать до 8 заданий.

Вы были внимательными. Какую загадку сейчас отгадываем? (2)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ». (Пылесос)

Печкин. Правильно. Назовите 2 простых слова (пыль сосет), (показывает картинку).

Воспитатель. Вы отгадали загадку, открываем карточку (буква о)

Печкин. Под какой цифрой отгадываем загадку? (дети выбирают цифру 7)

Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

Идут рассуждения детей.

Печкин хвалит детей и показывает картинку.

Печкин . Из каких слов состоит это сложное слово? (вертит и летит).

Воспитатель открывает карточку на доске под № 7.(ы)

Печкин предлагает разгадать следующую загадку. (5)

Не спрашивая броду,

Лезу смело в воду -

На всякой глубине

Лишь по пояс мне. (Теплоход)

Рассуждения детей.

Печкин хвалит детей и показывает картинку - отгадку, просит назвать 2 простых слова.

Воспитатель открывает на доске карточку под № 5(Д).

Печкин . Я сам отгадаю последнюю загадку под цифрой 4 .

Кто, на берегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с тобой? (Паровоз)

Дает неправильный ответ, дети его исправляют.

Воспитатель открывает последнюю букву и предлагает детям прочесть слово, которое получилось на доске « молодцы».

Печкин. Спасибо, ребята, за помощь. Вы внимательные, умные, старательные,помогли мне разгадать загадки.

Воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит самовар и приглашает всех на чай.

Эти загадки можно использовать в следующий раз.

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?.. (Самолет)

Снег я убираю

Не лопатой, не метлой,

А железною рукой. (Снегоочиститель)

Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо - сундучок. (Радиоприемник)

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Листопад)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пёстрый, как петрушка,

Ядовитый… (Мухомор)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай! Это... (сыроежки)

Закипит - исходит паром,

И свистит, и пышет жаром.

Крышкой брякает - Скорей,

Ты чайку себе налей! (Самовар)

По луне я хожу,

Во все стороны гляжу.

Что увижу - не смолчу,

Все на Землю сообщу. (Луноход)

Татьяна Кузнецова
Страна загадок с использованием ТРИЗ

СТРАНА ЗАГАДОК .

«Учить творчеству? Невозможно!

Создать условия, но не учить!

Учить, но не собственно творчеству…»

Подготовил :

Кузнецова Т. Н.

Еще вчера так вопрос не стоял. Школа готовила исполнителей , это устраивало почти всех . А между тем, проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы видны улучшения. Вот несколько приемов для работы с детьми. Они взяты из курса : «Развитие творческого воображения» . Дети называют его проще : «Фантазирование» .

Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка . На материале загадок можно решить множество методических проблем : от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей. В то же время, сочинение загадок – это творчество , доступное даже 4-5-летним детям.

Давайте ненадолго станем как дети. И попробуем сочинить загадку . Сначала сами, а потом с ребятами. Перед нами табличка. (Назовем ее опорой) .

Предположим, мы решили составить загадку о настольном маленьком волчке. Заполним опору.

НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?

на балерину неживой

на зонтик от дождя не укроет

на гриб несъедобный

Получилась загадка : «Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть его нельзя. Что это?»

Загадка про шарик для пинг – понга.

НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?

Жемчуг дешевый

Бисер крупный

Яйцо не бьется

Получается : «Как жемчуг, но дешевый; как бисер, но крупный; как яйцо, но не разобьешь. Что это?»

Можно чуть улучшить :

Сказал бы : «Жемчуг» , да дешев.

Сказал бы : «Бисер» , да крупный

Сказал бы : «Яйцо» , да не бьется.

КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

круглый мяч

легкий пух

белый снег

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

летает птица

скачет заяц

стучит сердце

Разделив каждую пару выражением «но не» или «как» , получим :

«Круглый, как мяч, «Летает, но не птица,

Легкий, как пух, Скачет, но не заяц

Белый, как снег». Стучит, но не сердце».

Получилось три загадки про один шарик . А теперь придумаем загадку про свечу .

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

светит лампа

тает снег

капает дождь

«Светит, но не лампа

Тает, но не снег

Капает, но не дождь.

ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ .

«Две ноги на трех ногах, а четвертая – в зубах…» – с этой известной загадки К . И. Чуковского открываем мы вход в ГОРОД ЗАГОДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ, где все предметы загадывают , указывая на их части. Здесь живут очень странные предметы . Одни из них любят «Разобраться» на части и в таком разобранном виде выглядывают из окон своих домиков.

Проходил как – то по городу ленивый художник. Видит – стоят дома пустые, специально для еще не придуманных загадок построенные . «Дай – ка» , - думает, - нарисую загадки , да и поселю их в домики. Начал он нарисовать, и так лень ему стало, бросил это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику – и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал ленивый художник целую улицу. Вот на альбомных листах – эти незаконченные загадки .

Научимся загадывать предмет , указывая его части и их количество.

Например, «4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник» , получится автомобиль. Вот такие загадки живут на улице Разобранных предметов.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСТЕЙ (СКОЛЬКО) НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ

Несмотря на свою примитивность, эта схема полезна, так как позволяет сравнивать, например, состав схожих предметов (транспортных средств, кушаний, мебели и т. п.)

Как составить загадку про стул , указывая на его части?

Четыре ножки, спинка, сиденье.

Хорошо, но это будет слишком простая загадка .

Скажите, а если снять ножку у стула и показать ее отдельно, что получится?

Просто палочка.

Отлично, и как тогда составить загадку про стул ?

Четыре палочки, две доски…

А про неваляшку?

Четыре мячика и колокольчик.

Поговорив с ребятами таким образом, начинаем придумывать. Опора в этом случае остается та же, что и раньше, только надо пояснить, что части указываются не напрямую. Говоря взрослым языком, надо абстрагироваться от того предмета , о котором идет речь.

Наиболее подходящие предметы для этой опоры : счеты (на десяти палочках по десяти кружочков, шторы, лампочка, расческа, вилка.

дужки 2 рыболовные крючки

стекла 2 лужи

оправа 1 Буква «В»

Теперь первый столбик убираем (например, стираем резинкой) . Получаем : «Две лужи на двух крючках, одна буква «В» (ОЧКИ) .

НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ СКОЛЬКО? НА ЧТО ПОХОЖИ?

1 панцирь

1 болото

1 солнце

В этом примере первый столбик мы предусмотрительно спрятали. А загадка получилась вот какая : «В панцире болотце, а в болотце – солнце» . (ЯЙЦО)

ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ МЕСТ .

Для разминки сочиним простую загадку про иголку . Выясним : где, у кого, в каких предметах есть иголки? Получаем загадку : «Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки? Аналогично можно составить загадки про колесо , пружину, шляпу, бантик.

В схеме такой загадки – только один вопрос : «куда входит?» , «где встречается?» , или «у кого есть» Составим аналогичные загадки , но не будем называть окружение прямо, а зашифруем его. Можно вместо прямого названия поставить метафору (не ежик, а живой клубок, можно назвать предметы по признакам (и у шустрого есть, и у зеленой есть) – можно по функциям.

В опорах возможны такие вопросы :

ГДЕ ЖИВЕТ? НА ЧТО ПОХОЖЕ «ЖИЛИЩЕ» ?

на небе на черный плащ

в озере на зеркало

ГДЕ ЖИВЕТ? КАКОВО ЖИЛИЩЕ?

на небе воздушное

в озере мокрое

Добавим для благозвучия несколько слов, получаем : «На черном плаще разбросаны, в блестящем зеркале отражаются!» и «в воздушном доме живут, а в мокром видны» (ЗВЕЗДЫ)

Рассмотрим еще один пример :

ГДЕ ЖИВЕТ? КАКОВО ЖИЛИЩЕ?

в стручке зеленое

в банке прозрачное

«В зеленом родится, в прозрачном хранится» . (ГОРОХ)

ГОРОЛ ЗАГАДОЧНЫХ ДЕЛ .

В этом городе мы сможем увидеть функции предметов : главные и второстепенные, явные и скрытые. Жители города загадочных дел более разговорчивые. Они готовы поведать обо всех делах, на какие только способны. Вот что сообщает один из них : «Я и дыротык и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка. Кто же я такой?» (КАРАНДАШ)

Заметим : названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например : расческа, скрепка, указка, будильник. А если придумать по тому же принципу названия другим вещам – выйдут загадки . Что такое затемнялки? (ШТОРЫ) . Освещалка? (ЛАМПОЧКА) .

Жители города предлагают нам несколько заданий.

1. Загадаем описанным способом : зеркало, платок, ложку, вазу.

2. Придумайте как можно более длинную загадку о кирпиче , называя всевозможные применения этого предмета.

3. Обратная задача. В домике живут все предметы, с помощью которых можно рисовать. Кто живет в домике?

4. Нужно загадать известного героя сказки или мультфильма и, не говоря ни слова, одними только жестами, действиями помочь отгадать загадку . Пример : подходим к стулу, делаем вид, что трогаем, потом «вытягиваем» длинный нос… Ясно. Это папа Карло.