Психология гендерных различий кратко. Гендерные различия между мужчиной и женщиной

Вопрос о гендерных различиях при социализации широко обсуждают в кросс-культурной литературе о тендерных различиях в поведении. Манро и Манро пришли к выводу, что существуют модальные тендерные различия поведения в каждом обществе, и что в каждом обществе происходит определенное разделение труда по тендерному признаку. Эти два феномена, помимо того, что они универсальны, по-видимому, также взаимосвязаны функционально.

Соответствие между тендерными различиями в процессе социализации увеличивается, и они становятся более заметными и сильнее проявляются. Тот факт, что мужчины и женщины поступают по-разному, неудивителен, но все же вызывает интересные вопросы. Например, наблюдались ли во всех обществах различные врожденные тенденции поведения мужчин и женщин, а также - формировались ли в обществах особые практики социализации, чтобы усилить эти биологически обусловленные тенденции? Или же на общественные практики социализации просто влияют определенные физические различия между мужчинами и женщинами, наряду с теми практиками, которые отвечают за различия их поведения? (см. обсуждение этих возможностей в гл. 3.)

Рискуя все чрезмерно упростить, мы можем подвести итог по тендерным различиям в поведении, как они представлены в исследованиях, которые базируются на HRAF. Данные показывают, что мужчины более самоуверенны, более ориентированы на достижение цели и доминирование, а женщины социально более ответственны, пассивны и покорны . Объяснить это можно тем, что различия поведения являются всего лишь итогом, пусть он почти универсален и практически никогда не обратим. Он варьирует в диапазоне от весьма больших величин фактически до нуля. Удовлетворительные аргументы объясняют как универсальность направленности различий, так и вариации величины различий.

При таком объяснении учтены экономические факты, включая разделение труда и практики социализации. Аргументация восходит к ранним антропологическим исследованиям которые показывают, что разделение труда по полу универсально или почти универсально и весьма последовательно по содержанию. Например, почти во всех обществах пищу готовят преимущественно женщины. За заботу о детях, как правило, тоже отвечают они. Иногда эту обязанность выполняют совместно, но ни в одном обществе основная ответственность за этот процесс не является модальной практикой для мужчин. Эти различия часто рассматривают как те, что проистекают из биологически обусловленных, физических (а не поведенческих) различий, особенно из-за меньшей общей физической силы женщин и, более всего, из-за ее функций деторождения и заботы о ребенке. Отличные экономические роли мужчин и женщин, где последним отводится, главным образом, работа по дому, являются функциональным откликом. Вторым аргументом было предположение, что дифференцированная социализация развивалась как средство подготовки детей к принятию на себя обусловленных полом взрослых ролей. Следовательно, различия в поведении лучше всего рассматривать как продукт различных акцентов социализации, наряду с теми из них, которые, в свою очередь, отражают различные виды взрослой деятельности и надлежащим образом обучают ей.

Расширение экологической модели Барри (1976) Ван Левеном дополняет его доказательство таким образом, что оно может согласовывать другие аспекты способов добывания пропитания и вариации уровня половых различий в поведении. Так, в оседлых обществах с высоким уровнем накопления продовольствия женщины не только должны больше обучаться заботе о младших и уступчивости, но и их обучение значительно отличается от обучения мужчин. В обществах с низким уровнем накопления продовольствия, например, собирателей и охотников, разделение труда по половому признаку меньше проявляется и меньше потребность в том, чтобы обучать какой-либо из полов быть уступчивым. Часто в таких обществах (по крайней мере, в обществах собирателей, если не в обществах, охотников, как мы увидим ниже) вклад женщин в основную деятельность по добыче пропитания является ее неотъемлемой частью. Следовательно, работа женщин ценится мужчинами, которые в этом случае не склонны умалять заслуги женщин или настаивать на их подчинении.

Разделение труда различается в разных культурах, в том числе, и по уровню занятости женщин в добыче пропитания. Их участие в такой деятельности может быть относительно низким или высоким, в зависимости от вида деятельности. Например, если продовольствие добывают собирательством, уровень женского участия обычно высок. В одиннадцати из четырнадцати (79%) обществ собирателей, о которых сообщалось в этнографических докладах, вклад женщин был велик. Напротив, только в двух из шестнадцати (13%) обществ охотников женщины вносили большой вклад. Женщины более склонны вносить относительно большой вклад в добычу пропитания там, где основной деятельностью является либо собирательство, либо земледелие (но не интенсивное земледелие), и он менее велик там, где необходимо заниматься растениеводством, интенсивным земледелием, ловлей рыбы или охотой.

Каковы последствия изменения роли женщины в добыче пропитания? Шлегель и Барри пришли к выводу, что два набора культурных особенностей, адаптивных и установочных, ассоциировались с вкладом женщин в добычу пропитания. Там, где женщины играли относительно большую роль в добыче пропитания, превалировали такие характерные особенности, как многоженство, экзогамия, выкуп невесты, контроль над рождаемостью и ориентированное на трудовую деятельность обучение девочек. При этих условиях женщин ценили достаточно высоко, предоставляли им большую свободу и, в целом, с меньшей долей вероятности воспринимали их только как объекты для удовлетворения сексуальных потребностей мужчины и для рождения детей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что женщины действительно ведут себя иначе, чем мужчины. Очевидно, на эти тендерные различия сильно влияют культурные факторы, которые действуют через практики социализации и отражают экологические факторы . Как последовательность кросс-культурных данных, так и изменения от общества к обществу, помогают нам понять, как различаются культурные практики для обоих полов, и как люди стараются вести себя в соответствии с ними.

Люди довольно часто не понимают, какова разница в терминах «половые» и «гендерные» различия между мужчиной и женщиной. Хотя теоретически это довольно просто: есть особенности, присущие только одной или только другой группе, а есть такие, которые могут принадлежать как тем, так и другим. Именно последние имеют отношение к роду или гендеру. Можно сказать, что стойкую привязку к половой группе имеют только физиологические или биологические отличия. Только они бывают всегда и только маскулинными или же фемининными.

Чтобы лучше понять эту проблему, следует вспомнить, что человеческие существа имеют множество разных черт, которые их разделяют. Это не только пол, но и раса, национальность и прочие подобные вещи. Они делают нас индивидуальными и особенными, но во многих обстоятельствах могут и помешать. Гендерные различия относятся к таким личностным характеристикам, которые зависят не только от природы, но также культуры, воспитания, даже экономической ситуации. Они очень влияют на нашу жизнь, изменяя ее как в хорошую, так и в плохую сторону, могут даже послужить причиной нарушения наших прав.

Гендерные различия обусловлены социально приобретенным поведением и представляют собой ожидания общества от человека, который принадлежит к тому или иному полу. Но сам процесс формирования мужчины или женщины является культурным. Так же, как раса или класс, эта категория исходит из огромного разнообразия жизни социума и влияет на отношения с другими людьми. Пол же описывает именно биологическую принадлежность к группе человеческих существ, имеющих определенные физиологические признаки.

Гендерные различия - это термин, изобретенный социологами, которые стремились сосредоточить внимание именно на том, что речь идет о культурном феномене. К примеру, к половым признакам относится то, что женщины рожают детей, а мужчины - нет, что матери могут кормить детей грудью, а отцам для этого процесса понадобится бутылочка с молоком, что во время полового созревания у мальчиков ломается голос, а у девочек - нет. Эти утверждения никого не удивляют, и, как правило, все с ними соглашаются. Но если мы обратимся к социальным ролям, то сразу же все изменится.

Многие люди считают, что маленькие девочки должны быть тихими и сдержанными, а мальчики - упрямыми и смелыми. А ведь это уже не половые, а гендерные различия. Как и то, что в средние века мужчины имели право наследства, а женщины - нет, что мужья принимают решения, а жены занимаются воспитанием детей. Эти отличия не являются постоянными. Они могут изменяться с течением времени, зависеть от страны, принятых традиций и уклада жизни. Но именно они являются причиной того, что во многих странах зарплата женщин составляет 70% мужской, и среди последних намного больше парламентариев, президентов, менеджеров.

Гендерные различия часто обусловлены стереотипами, бытующими в данном обществе, то есть обобщениями, благодаря которым черты и характеристики, присущие части данной группы (причем не обязательно большей), распространяются на всю ее в целом. Например, мужчин часто представляют как агрессивных, смелых, желающих властвовать. Женщин же, наоборот, описывают как терпимых, слабых, пассивных и эмоциональных. В подобных стереотипах заложено оправдание дисбаланса власти, который существует в человеческом обществе между полами. Такие обобщения лишают людей достоинства и помогают осуществлять их дискриминацию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. История развития гендерной психологии

Глава 2. Гендерные различия

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы хотим этого или нет постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины дружелюбность и контактность. Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.

Объектом острых дискуссий, нередко принимающих политический характер, становится предметная область деятельности человека в зависимости от пола. Многими профессиями, ранее считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины.

Однако все же существуют определенные корреляции между мужскими и женскими традициями в различных культурах относительно предметных занятий, что может косвенно свидетельствовать в пользу существования каких-то биологических детерминант. Это, прежде всего - разница в физических возможностях, поскольку мужчины в своем большинстве намного сильнее женщин, а поэтому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание ею потомства и ведение домашнего хозяйства. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми школьного возраста, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закреплённому в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Цель курсовой работы - изучить многообразие проявления гендерных различий.

Глава 1. История

Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани в 1955.

В начале 80-х гг. XX века после появления термина гендер , его теоретическую базу впервые обеспечила Джоан Скотт в своей знаменитой статье «Гендер: полезная категория исторического анализа» (1986). Появление гендерной истории стало реакцией на развитие женских исследований и истории женщин.

Гендер (от англ. gender - род, пол) - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».

Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход - это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т. е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.

Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

Гендерный подход отличается тем, что он направлен на женщин и мужчин, а не на женщин в отдельности. Гендерный подход выдвигает на первый план:

различия между интересами мужчин и женщин даже в пределах одного домашнего хозяйства, как они взаимодействуют и выражаются;

традиции и иерархические представления, которые определяют положение женщин и мужчин в семье, общине и обществе в целом, посредством которых мужчины обычно доминируют над женщинами;

различия среди женщин и среди мужчин, основанные на возрасте, благосостоянии, национальной принадлежности и других факторах;

направление изменения гендерных ролей и взаимоотношений, происходящего зачастую довольно быстро, как результат социальных, экономических и технологических тенденций.

Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся.

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

Обычно в обществе можно различить два гендера -- мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

На рубеже 1970-х и 80-х годов были переопределены сами понятия «мужского» и «женского». Ключевой категории анализа становится «гендер» , призванный исключить биологический и психологический детерминизм.

Одним из основных вопросов гендерной психологии был вопрос о половой самоидентификации индивида (гендерной идентичности). Социальные психологи находят, что ребёнок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом. Ими было обнаружено, что маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определённого возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

Не смотря на сравнительно непродолжительную, всего лишь двадцатилетнюю историю российских гендерных исследований, можно говорить о четырех этапах становления и развития этого научного направления. И хотя такое деление является весьма условным, оно помогает более четко понять своеобразие задач, решаемых в разные периоды развития российских гендерных исследований.

Первый этап может быть охарактеризован как период внедрения новой научной парадигмы, когда энтузиазма первооткрывателей отечественных гендерных исследований было больше, чем теоретических знаний и практического опыта. Этот этап продолжался с конца 80-х до 1992 года, и его основные задачи имели, скорее, организационный и просветительский, чем исследовательский характер. В ноябре 1990 года в Москве прошла первая международная конференция по гендерным исследованиям, организованная ЮНЕСКО. И хотя с основными научными докладами на ней выступили западные ученые, в тематике сообщений российских ученых на секциях уже чувствовалась необходимость и возможность новых научных подходов к изучению статуса и положения женщин и мужчин в обществе. Здесь уместно отметить, что гендерные исследования традиционно достаточно тесно связаны с женским движением и нацелены не только на производство знаний, но и на социальные изменения в обществе.

В 1991 и 1992 годах были организованы и проведены Первый и Второй независимые женские форумы в Дубне. Кроме практических задач, направленных на создание сети новых женских организаций, на форумах были широко представлены новая научная парадигма и первые результаты гендерных исследований, уже проведенных к тому времени в некоторых российских городах (Таганрог, Набережные Челны, Москва).

В среде нарождавшегося независимого женского движения феминистские идеи гендерных исследований встречали позитивный отклик, чего нельзя сказать об отношении к этим теориям в академических и образовательных кругах. В то время было достаточно сложно опубликовать статью по гендерной тематике в научном или публицистическом журнале. Хотя в журналах «Общественные науки и современность» и «Социологические исследования» в 1991 и 1992 годах появились соответствующие рубрики, но это были, скорее, исключения из общего правила. Ярким примером негативного отношения к гендерной проблематике в тот период может служить история издания книги «Women in Russia», написанной в 1991 году учеными и активистками женского движения, большинство из которых были организаторами Первого независимого женского форума. Никто в России не хотел издавать эту книгу, нам говорили:

«Кому сегодня интересно читать про женские проблемы? Эту книгу не будут покупать». В результате самая первая книга российских ученых-феминисток о проблемах женщин в бурно трансформирующемся российском обществе была издана только на Западе и только на английском языке. Трудности внедрения в российскую науку и общественные институты новых терминов, понятий и подходов, связанных с гендерной тематикой и методологией, были наиболее сложными проблемами первого этапа.

Второй этап может быть охарактеризован как период институализации российских гендерных исследований, который наиболее активно начался в 1993-1995 годах. Это было время роста числа гендерных центров и официальной регистрации как новых, так и ранее созданных научных коллективов и организаций. В эти годы были официально зарегистрированы Московский и Петербургский гендерные центры, открылись и начали работать Карельский, Ивановский и другие гендерные центры. Процессу институализации способствовало появление законодательства РФ об общественных организациях и объединениях, а также начало активной работы в России западных благотворительных фондов.

Сейчас кажется странным, но научная работа в гендерных центрах разных городов проходила почти изолированно, ни обмена идеями и опытом, ни совместных программ в тот период практически не было. Мы чаще встречались и вели дискуссии с западными коллегами, чем друг с другом. Данные опроса, проведенного нами на конференции 1996 года, показали, что треть публикаций, подготовленных российскими гендерными исследователями в первой половине 90-х годов, вышли на Западе, а не в России. Информационный голод, связанный с недостатком научных публикаций на русском языке и основанных на отечественном материале, а также недостаток живого общения ученых и преподавателей были наиболее острыми проблемами второго этапа.

Третий этап - консолидация ученых и преподавателей, российских гендерных исследований - приходится на 1996-1998 годы. Первым шагом на пути к налаживанию более тесных научных контактов и связей между гендерными исследователями из России и стран СНГ была научная конференция, организованная МЦГИ в январе 1996 года «Тендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития». На ней российские ученые впервые собрались для обсуждения институциональных, методологических, социальных и других проблем, связанных с гендерными/женскими исследованиями и их преподаванием в российской высшей школе. На конференции ученые и преподаватели из России и Украины обсуждали важные для всех собравшихся вопросы становления и развития гендерных исследований в постсоветском пространстве, а также атмосферы, сложившейся вокруг них не только в академических и университетских кругах, но и в женском движении. Важную роль в обмене опытом и идеями, а также в обсуждении результатов научных исследований и проблем преподавания гендерных исследований в университетах, сыграл научно-образовательный проект Российские летние школы по женским и гендерным исследованиям (РЛШГИ), который в 1996-1998 годах реализовывался МЦГИ и университетами из российских регионов при финансовой поддержке Фонда Форда. С 1997 года, по нашему примеру, летние школы начали проводиться также в Форосе Харьковским центром гендерных исследований.

За три года в Российских летних школах побывало около 200 ученых, преподавателей университетов и аспирантов, вовлеченных в профессиональную работу в сфере гендерных исследований. Новизна идеи научно-образовательного проекта РЛШГИ заключалась в том, что эта программа была направлена не только на обмен опытом и передачу знаний по гендерной проблематике, но и на процесс познания «мира, себя, друг друга, науки, методологии» через призму гендерного подхода, а демократическая форма коллективного диалога позволяла исследователям, которые собирались в летних гендерных школах, выходить на новый уровень творческого сознания и мышления.

Третий этап был, вероятно, наиболее важным и ответственным периодом, с которого начинается развитие собственно «российских» гендерных исследований, поскольку в это время произошел своего рода прорыв в новое качество сразу по двум направлениям. С одной стороны, проект летних школ дал мощный импульс для качественно нового этапа развития женских и гендерных исследований в России, суть которого состояла в переходе от работы в отдельных исследовательских и преподавательских коллективах к взаимодействию и сотрудничеству ученых и преподавателей из разных городов и университетов. С другой - летние школы своевременно создали благоприятные условия для глубокого и всестороннего обсуждения теоретических проблем нового научного направления. Этот период совпал по времени со своеобразной“стадией зеркала”российских гендерных исследований, когда для нас наиболее остро встал вопрос самоидентификации и рефлексивного осмысления собственного опыта, необходимости выработки своего российского гендерного дискурса, теории и методологии гендерных исследований, основанных на учете многообразия“опытов” российских женщин и особенностях российских гендерных отношений.

Важным итогом процессов, происходивших на этом этапе, который условно обозначен нами как этап консолидации, явилось создание информационной Сети, которая объединила гендерных ученых и преподавателей России и стран СНГ и по сей день позволяет обмениваться информацией, создавать совместные проекты, приглашать преподавателей для чтения лекций в университеты разных городов.

Четвертый этап развития российских гендерных исследований начался в последние два года этого столетия и, вероятно, все еще продолжается. Характерной особенностью этого этапа является активизация работы, направленной на легитимацию и более широкое распространение гендерного образования в российских университетах.

Несмотря на проблемы, связанные с тем, что гендерные исследования междисциплинарные по своей природе - трудно вписываются в рамки учебных программ университетов, построенных по дисциплинарному принципу, развитие гендерного образования набирает темпы. Уже сейчас во многих российских вузах читаются специализированные учебные гендерные курсы или эта тематика включена в общие учебные программы по социологии, антропологии, философии, лингвистике, истории, психологии и др. В качестве иллюстрации здесь можно назвать некоторые авторские учебные курсы: «Гендерные теории в современном мире: междисциплинарный подход»(О. Воронина, МГУ им. М. В. Ломоносова-Московская школа социальных и экономических наук); «Гендерные практики и гендерные стереотипы» (Т. Барчунова, Новосибирский государственный университет); «Природа женщины как философская проблема» (Г. Брандт, Уральский государственный технический университет); «Психология гендерных отношений»(И. Клецина, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена); «Женщина и СМИ» (Н. Ажгихина, МГУ им. М. В. Ломоносова); «Русская философия женственности XI-XX веков»(О. Рябов, Ивановский государственный университет); «Тендерные аспекты экономического поведения» (Е. Мезенцева, Высшая школа экономики); «Элементы гендерного анализа в литературе и лингвистике» (Т. Гречушникова, Тверской государственный университет); «Российские гендерные отношения и качественные методы в гендерных исследованиях» (Е. Здравомыслова и Европейский университет в Санкт-Петербурге) и др.

Таким образом, несмотря на значительные трудности и проблемы, которых особенно много было на первых шагах развития гендерных исследований, за десять лет они смогли институализироваться как новое направление российской гуманитаристики, которое получило определенное признание в академической и образовательной сферах. Отражением чего является, например, факт, что уже сегодня в России защищаются дипломы и диссертации по гендерной тематике, и начался нормальный процесс воспроизводства данного научного направления, когда в российских университетах российские преподаватели готовят студентов и аспирантов как специалистов по российским гендерным исследованиям. Еще совсем недавно, в середине 90-х годов, об этом можно было только мечтать.

Оглядываясь на путь, пройденный российскими учеными и преподавателями, вовлеченными и увлеченными гендерными исследованиями, можно без ложной скромности сказать, что нам удалось за десять лет сделать немало: наработать свой российский феминистский дискурс и внедрить его как в научный оборот, так и в официальные правительственные документы; научиться самим и научить новое поколение аспирантов и студентов использовать в исследованиях современную методологию и методы гендерных исследований; опубликовать около сотни книг и тысячи научных и публицистических статей по гендерной тематике и тем самым изменить отношение к гендерным исследованиям в научных, издательских и общественных кругах. За десять лет “география” гендерных исследований значительно расширилась, и сегодня гендерные исследования проводятся и преподаются более чем в 60-ти городах России и стран СНГ.

Глава 2. Гендерные р азличия

Различия на физическом уровне

У юношей большая масса тела и большая физическая сила. Мужской тип руки отличается более короткими и утолщенными пальцами. Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе и соразмерности движений. Мужчина изучает, в первую очередь, окружающую среду и объекты, с которыми контактирует.

У девушек меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность. Женский тип руки характеризуется тонкими и удлиненными пальцами. Девочки быстрее развивают точность и координацию движений; аккуратны и осторожны, у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Девочки, в первую очередь, изучают себя и свое окружение.

Половой диморфизм обнаруживается у женщин и мужчин в различиях формы, размеров опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, сердечнососудистой системы, дыхательного аппарата, желез внутренней секреции, нервной системы, в пропорциях тела. Женская грудная клетка короче и круглее, чем мужская. В среднем череп мужчины крупнее, более развиты надбровные и скуловые дуги. Прослеживаются определенные различия, как формы, так и величины бедренной кости, малоберцовой кости, кости стопы женщин и мужчин.

Различия на когнитивном уровне.

У юношей доминирует качественный подход к изучению учебного материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Им также свойственны широкий полет фантазии и бесшабашность, большая тяга к абстрагированию и философствованию. Наблюдается склонность к диалогу, дискуссии, спорам, азартность. У мальчиков более развиты математические способности.

У девушек доминирует количественный подход к изучению учебного материала. Им свойственны странность и четкость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и к исполнительности; им присущи интуиция и предусмотрительность, конкретность мышления, аналитический подход. Наблюдается пристрастие к монологу и повествованию, расчетливость. Они раньше различают цвета и оттенки.

Различия на психологическом уровне.

У юношей быстрая реакция на воздействие окружающей среды и сравнительно легкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится с трудом. Они более логичны и склонны к обещанию. Юноши часто впадают в состояние аффекта, а их чувства более драматичны. Мужчины более индивидуален по своей природе.

У девушек адаптация к среде происходит через переживание, а иногда через эмоциональный срыв. Они полагаются больше на интуицию, склонны к анализу чаще находятся во власти настроения. Чувства у них более оптимистичны, самооценка более субъективна. У девушек более высокие показатели развития внимания: избирательность, объём, переключаемость.

Различия в речевых способностях

Превосходство женского пола в речевых способностях начинается уже в 9 лет, продолжается в другие возрастные периоды (до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Скорее всего, оно связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками. Это превосходство в равной степени проявляется как среди обычных детей, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Причина превосходства девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. Однако этология продемонстрировала, что самки приматов издают в 13 раз больше «коммуникационных» звуков по сравнению с самцами. При этом они в основном предпочитают общаться с другими самками. Самцы же примерно равное количество времени проводили в «беседах» с макаками обоего пола. Возможное объяснение этому в том, что общение с «соседками» необходимо самкам макак для выживания. Всю свою жизнь они обычно проводят в одной группе и часто помогают друг другу ухаживать за потомством. Самцы, наоборот, часто мигрируют между разными группами макак. Хотя ближайшие генетические "родственники" человека - приматы шимпанзе вообще не обнаруживают вербальных различий между самками и самцами. Однако стоит отметить, что интеллектуальное лидерство в тех видах человеческой деятельности, которые требуют в большей степени высокие вербальные навыки, в подавляющем большинстве принадлежит мужчинам. Практически все выдающиеся полиглоты, писатели, поэты, искусные ораторы, известные юристы являются лицами мужского пола. С другой стороны, причина этого лежит скорее в том, что исторически подобные занятия были традиционны для мужчин, и в период с древней истории до новейшей женщина-оратор или женщина-юрист вызвала бы по меньшей мере удивление у общества.

Эмоциональные отличия

Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят, и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям. Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию. Во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Л. В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин. В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени -- по интенсивности, еще в меньшей степени -- по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

Что касается эмоциональной устойчивости, под которой чаще всего понимают способность человека сохранять эффективность деятельности при возникновении отрицательных эмоциогенных факторов, Р. К. Малинаускас нашел, что она практически одинакова у лиц мужского и женского пола. Правда, следует учесть, что автор обследовал спортсменов, а, как известно, среди спортсменок много лиц маскулинного типа.

Следующей характеристикой является экспрессивность в выражении эмоций. Женщины более свободны в выражении страха и грусти, чем мужчины. Правда, Н. Айзенберг и соавторы выявили по мимике и самоотчету испытуемых лишь небольшие различия в проявлении эмоциональности в пользу женщин. С возрастом эти различия увеличивались, в основном за счет того, что мужчины больше маскируют свои эмоции.

В ряде других исследований также показана большая экспрессивность лиц женского пола, независимо от их возраста.

Женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины -- гнева и злобы. Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины.

Различия в эмоциональной экспрессии мужчин и женщин многие психологи связывают с особенностями воспитания тех и других. У мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют.

Это дает основание говорить, что эмоциональность (т. е. сила переживаемых эмоций) у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения. Различно у мужчин и женщин и выражение разных эмоций: то, что «прилично» для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться и т. п.), «неприлично» для мужчин, и наоборот, то, что «прилично» для мужчин (проявлять гнев и агрессию), «неприлично» для женщин.

У женщин существует «запрет» на выражение ряда эмоций и чувств. Ученные отмечают, что у женщин весьма желательно выражение эмоциональной зависимости от противоположного пола, погруженности в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств и проявление агрессии.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать «исследовательским», а девочек -- «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте.

Различия во внимании

Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объёме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин - на точность работы, преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин - со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании (к мыслям и чувствам партнера).

Мужчины шире, чем женщины, распределяют свое внимание, в незнакомой обстановке (новая местность, новый маршрут движения) они держатся увереннее, лучше ориентируются. Внимание женщин не распределяется столь широко, как у мужчин. Но, зато в пределах воспринимаемого все отражается в их сознании детально и тщательно. Поэтому известную им местность они знают лучше.

Качественные показатели интеллекта

Отличия в мышлении мужчин и женщин - загадка, которая уже давно занимает ученых. Существуют ли они на самом деле или эти научные выкладки слишком преувеличены общественным мнением? Врожденны ли эти отличия или закладываются в процессе воспитания? Последнее время психологи и физиологи все больше склонялись к тому, что эти различия складываются в процессе социализации ребенка. Но все оказалось не так просто: зоологи все чаще обнаруживают различия в мужском и женском стиле мышления у братьев наших меньших.

Согласно исследованиям, воспитание действительно существенно влияет на познавательные способности мужчин и женщин. Ожидания родителей, поощрение и беспокойство педагогов заставляют мальчиков с бо льшим интересом заниматься математикой и физикой, развивается склонность к самостоятельному принятию решений, а девочек - лучше успевать по языку и литературе.

Психологические различия, присущие поведению мужчин и женщин, часто приписывают разнице в их образе жизни во времена наших предков: мужчины от природы, бесспорно, сильнее - потому они охотились; женщинам же дана исключительная способность рожать и выкармливать детей - потому они чаще сидели в пещерах, а свой вклад в пропитание племени вносили собирательством, а позже - приготовлением пищи. Разумеется, отрицать этого нельзя: тысячелетиями выработанные привычки не могли не повлиять на культурные нормы поведения, да и в процессе эволюции, как известно, отбирались более приспособленные особи, а значит, те, кто больше соответствовал нужным "ролям".

Исследование интеллектуальных способностей по тестам не даёт достоверной и адекватной оценки и противоречивы, а кроме того зависимы от возраста. Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8 - 11 лет в решении невербальных задач - в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39 - 44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта за 38 лет. Последний результат может объясняться тем, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками.

По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

По данным Петрова и Ильина, в возрасте 18-26 лет уровень развития памяти у мужчин выше, чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины опережают мужчин. По данным В. В. Волкова и В. Ф. Коновалова с соавторами, в младшем школьном возрасте память лучше у девочек, а в возрасте 18-26 лет, по данным В. Ф. Коновалова и Я. И. Петрова, память лучше у мужчин.

Отличия в уровне и особенностях интеллекта мужчин и женщин объясняют с двух позиций, с одной стороны, как следствие генетических особенностей, как то гормональный фон, и особенностей строения и работы головного мозга, и с позиции социальной, как результат разного полоролевого распределения и общества, воздействующего на детей через основные виды игр, систему приоритетов и ожиданий. Общество изначально ориентирует мужчину на значимость внешних обстоятельств, на признание другими мужчинами, формируют самооценку, ориентирующуюся на результаты - как-то карьера, деньги, признание. Женщин же подталкивают к значимости для них отношений, семьи, эмоциональной гармонии. При таком отличии структуры целей неудивительно, что усилия мужчин и женщин направлены на развитие различных способностей и навыков. При этом девочки и мальчики сталкиваются с разной системой ожиданий от них. От мальчиков ожидают более яркого проявления математических способностей, более высокого интеллекта, лучшего практического мышления, от девочек ожидают скорее прилежания, чем гениальности. В принципе, в настоящий момент мы наблюдаем определённый слом стереотипов и общественных ожиданий и от женщин, и от мужчин.

Различия самооценки детей.

Заключаются в том, что девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям, чем мальчики. В идеале девочки хотят быть более сильными и щедрыми, а мальчики быть более аккуратными, чем в настоящее время. В более взрослом возрасте девочки по сравнению с мальчиками, хотят быть более искренними.

Различия в частоте встречаемости страхов.

Значимые различия между мальчиками и девочками отсутствуют. Следует заметить, что для девочек страх проверки знаний стоит на первом месте, на втором же месте находится тревожность в отношениях с учителем. Для мальчиков так же наиболее част страх проверки знаний, а на втором - страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Наиболее часто страхи встречаются у детей, у которых имеются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Другие различия

Сегодня биология информирует нас о врожденной разнице в поведенческих реакциях у мужчин и женщин, таких как способ ориентации на местности (навигации), стилях принятия решений, реакциях на болевые раздражители и т. д.

Это, однако, не обесценивает роли участия среды и воспитания в развитии индивида, а лишь обусловливает потенциал развития в том или ином аспекте. Нейробиология лишь напоминает, что существующие границы обусловлены нормой реакции генов, а то, в какой степени будут реализованы природные потенциалы человеком, зависит от самого человека и его целенаправленных усилий и организации жизни общества.

гендерный физический когнитивный образование

Глава3. Гендерный подход в о бразовании на начальной ступени

Элементы образования одинаковы для всех детей: все они должны пойти в школу в одном и том же возрасте; учиться в одну смену; у всех детей в классе одна и та же учительница; и мальчики, и девочки слушают одно и то же объяснение у доски, получают в руки одинаковые книги и тетради. Кроме того, педагоги стремятся добиться от всех учащихся одних и тех же результатов. Педагогами и психологами отмечается, что девочкам обычно легче учиться в школе, по крайней мере, на начальной ступени. У них отметки за год по разным предметам отличаются не значительно, обычно не больше чем на один балл. У мальчиков разброс в отметках может составлять в три балла. Такая разница в уровне успешности обучения детей разного пола в начальной школе связанна с особенностями мотивации девочек и мальчиков, определенными психофизиологическими особенностями. Мальчики оценивают поведение девочек только в положительных тонах, а свое в положительных и отрицательных, в то время как девочки определяют свое собственное поведение как положительное, а поведение мальков как отрицательное. Быть «хорошей» школьницей и «настоящей» женщиной - в общем, не противоречат друг другу, но быть «хорошим» школьником и «настоящим» мужчиной - это вещи в определенном смысле противоположные. Девочки отличаются более заметными успехами в сравнении со своими сверстниками. Они гораздо лучше ориентируются в требованиях, предъявляемых школой. Учителя тоже считают, что они более прилежны, достигают больших успехов в обучении. Для девочек чаще характерны абстрактные мотивы, ожидание успеха, мотив долга. А у мальчиков мотивы материального характера, жизненно важные цели и содержание мотивов носит общественный характер, мировоззренческий характер.

Девочки - первоклассницы, успешнее своих сверстников ориентируются на плоскости, совершают простейшие математические вычисления и переходят от числа к конкретному множеству. Девочки так же опережают мальчиков в развитии фонематического слуха.

Мальчики - первоклассники опережают своих сверстников по развитию навыков звукобуквенного анализа. Мальчики хуже ориентируются ан плоскости, но имеют лучше сформированные топологические представления.

Девочки менее тревожны на уроке, у них положительное отношение к школе и предпочитают ее ДОУ. Мальчики, не опережают своих сверстниц, за исключением не значительных различий в умении контактировать со сверстниками в школе.

Девочки с хорошей зрительно-моторной координацией лучше понимают объяснения учителя на уроках. Среди мальчиков лучше понимают объяснения те, у кого сильнее развита зрительно-моторная координация. На начальном этапе обучения мальчики девочки характеризуются рядом существенных различий. Как в уровне психолого-педагогической готовности к школе, так и в уровне адаптации к учебной деятельности

Заключение

В ходе работы нами был рассмотрен вопрос, касающийся гендерных различий людей и гендерного подхода в образовании детей на начальной ступени. Были выявлены различия между гендерами, изучены психологические особенности мужчин и женщин. Был изучен материал по данной теме.

Психологические различия, присущие поведению мужчин и женщин, часто приписывают разнице в их образе жизни во времена наших предков: мужчины от природы, бесспорно, сильнее - потому они охотились; женщинам же дана исключительная способность рожать и выкармливать детей - потому они чаще сидели в пещерах, а свой вклад в пропитание племени вносили собирательством, а позже - приготовлением пищи.

Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми школьного возраста, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поэтому я решила изучить данную тему.

С писок использованной литературы

//Народное образование №1 2007год стр. 217

//Народное образование №5 2007год стр. 182

Репина, Л.П. Гендерная история сегодня: проблемы и перспективы // Адам & Ева: альманах гендерной истории. - 2001. - № 1. - С.6-19.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие карьеры в современной психологии. Исторический анализ гендерных различий. Особенности мотивационных и карьерных ориентаций. Интеграция стилей жизни. Сравнительный анализ отличий в отношении к построению профессиональной карьеры у мужчин и женщин.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2013

    Гендерные особенности и коммуникационные барьеры в общении мужчин и женщин. Типичные черты мужчин и женщин, их психологические различия. Особенности мужского и женского коммуникативного поведения. Социокультурные особенности диалогического общения.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2016

    Возрастные кризисы взрослости. Гендерные различия в особенностях переживания кризиса 30 лет у мужчин и женщин, находящихся на одном уровне депрессии. Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки. Уровни смысложизненных ориентаций.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2013

    Различия общения, самооценки и ценностных ориентаций лиц ранней взрослости состоящих в браке и не состоящих в нем. Различия активности психической деятельности: самоутверждение и самовыражение у мужчин, установление эмоциональных контактов у женщин.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Взгляды на эмоциональность как особенность человека в психологии. Исследование половых различий в эмоциональной сфере. Экспериментальное исследование эмоциональности у мужчин и женщин (на примере юношеского возраста). Анализ полученных результатов.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2011

    Феноменология и понятие гендерного дисплея, условие его формирования в юношеском возрасте. Эмпирическое исследование различий в социально-психологических представлениях у юношей и девушек о предназначении мужчин и женщин в обществе, сравнительный анализ.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Память как психический познавательный процесс, исследование ее гендерных особенностей. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти. Специфические психологические и физиологические особенности мужчин и женщин.

    дипломная работа , добавлен 31.01.2014

    Гендер как социально биологическая характеристика. Физиологические и психологические отличия полов. Гендерно-ролевая социализация и гендерные различия. Исследование структуры способностей и интеллекта у мужчин и женщин к различным видам деятельности.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2012

    Общие психологические характеристики различий женщин и мужчин, теории формирования половых различий. Изучение представлений подростков о "мужественности-женственности" и их преломление через образ "Я" как факторе формирования психологического пола.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2013

    Анализ вопросов, связанных с особенностями пола человека и его психологическими различиями. Восприятие красоты и привлекательности в разные исторические эпохи. Выявление гендерных аспектов внешней привлекательности и непривлекательности мужчин и женщин.

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.