Современное направление моды в прическе. Курсовая работа Парикмахерское искусство

Научно-технический прогресс коснулся всех сфер жизни человека. С его помощью произошли головокружительные перемены в парикмахерском деле. Внедряемые повсеместно новые технологии парикмахерского искусства открывают широкие возможности в уходе за волосами и моделировании причесок.

Процедуры для улучшения состояния волос

Желаете придать прядям глянцевый блеск или окрасить их в модный сложный оттенок? Или хотите создать динамичную структуру, либо же избавиться от седины? С любой из поставленных задач помогают справиться новые технологии в парикмахерском деле. Самые популярные среди них — ламинирование и брондирование.

Ламинирование

Ламинирование – новинка в области ухода за локонами, которая дарит прядям потрясающее сияние и шелковистое «покрытие». В основе технологии лежит обработка волос протеиновым составом, который образует воздухопроницаемую пленку. Ламинирование обеспечивает комплексный эффект:

  • делает пряди мягкими и шелковистыми;
  • защищает их от агрессивного воздействия внешних факторов (солнечных лучей, пересушивания феном, повреждения холодом).

Сегодня многие салоны предлагают более усовершенствованный вариант популярной технологии – биоламинирование. Он задействование легкого геля из натуральных компонентов, который обволакивает волосинки за счет притяжения разнозаряженных ионов.

Брондирование

Брондирование – новый тренд современной колористики, позволяющий создать на локонах «творческий беспорядок» и достичь при этом максимально натурального эффекта.

Техника окрашивания основана на тонком подборе близких по гамме цветовых сочетаний с гармоничным дополнением антагоничных оттенков «brown» + «blond». Солнечные лучи, преломляющиеся под разным углом в светлых и темных прядях, создают завораживающую игру света, сопровождающуюся эффектными бликами. За счет многоспектральности цветовой гаммы новая технология в парикмахерском искусстве визуально придает объем ровным и редким волосам и помогает изменить имидж без радикальных перемен.

Наиболее выгодно такое окрашивание смотрится, если оттенки отдалены друг от друга не более, чем на 2-3 тона. Любая неточность может привезти к резкости образа. Поэтому создающий шедевр стилист должен прежде всего чувствовать цвета и грамотно соотносить их с типом внешности обладательницы прядей.

Выпускаемые ведущими производителями профессиональные стайлинговые средства предоставляют мастерам прекрасную возможность формировать и контролировать как глянцевые локоны из длинных волос, так и небрежные матовые текстуры коротко подстриженных прядей.

Новые технологии стрижки

Одной из самых распространенных услуг, к которой прибегают клиентки парикмахерских салонов, является стрижка. Ведь именно она способна как добавить женственному образу шарма, так и вовсе кардинально изменить внешность. Какие же новые технологии стрижек и укладок характеризует парикмахерское искусство 21 века?

Сегодня многие салоны предлагают своим клиенткам новую технологию стрижки, которая обеспечивает тройной эффект: здоровье, красоту и ускоренный рост волос. Он достигается за счет того, что термоножницы в момент отсечения концов запаивают места среза. Скошенные и оплавленные под углом кончики имеют гладкую и ровную поверхность, за счет чего отлично сохраняют внутреннюю влагу и микроэлементы.

Термострижка предполагает состригание с последующим запечатыванием секущихся и поврежденных в результате химического воздействия волос. Обрамленные полимерным или керамическим покрытием горячие ножницы нагреваются лишь в районе лезвий, поэтому они не могут повредить ни кожу, ни пряди.

При всей кажущейся простоте создание прически с помощью термоножниц – дело, которое подвластно лишь рукам настоящего профессионала. А потому проводить процедуру должен только опытный мастер.

«Железный ноготь»

Сегодня в моде индивидуализм. Настоящие профессионалы способны не только подобрать подходящую модель, но и «индивидуально» довести ее до совершенства, отталкиваясь от особенностей внешности клиентки. Одним из таковых является итальянский мастер-стилист Валентино ЛоСауро.

Главная «фишка» мастера в используемых им инструментах, которые внешне напоминают острые ногти. Жесткие черные ногти, надеваемые на кончики пальцев, выглядят несколько устрашающе и чем-то напоминают руки-ножницы Эдварда – героя популярного в 90-х годах фильма ужасов. На самом деле инструменты парикмахера, выполненные из твердого полимера и эластичной резины, а сердечник режущей поверхности – из нержавеющей стали.

Как уверяет мастер, такие ножницы очень удобны в работе. Чтобы подготовить волосы к стрижке и укоротить пряди на необходимую длину ему достаточно лишь провести ладонями по голове клиента, запустив пальцы в копну волос. Такой подход дает возможность придавать прическе зигзагообразную форму, делая ее тем самым более пышной, и к тому же в два раза меньше затрачивать время на стрижку.

Как видим, внедрение новых технологий в парикмахерском искусстве и творческий подход стилистов и парикмахеров позволяет при минимуме усилий создавать поистине обворожительный облик.

Выбор образа невозможен без определенности в стиле прически. Новые технологии окрашивания, стрижки и укладки волос позволяют создавать, великолепные по форме, цвету и текстуре, прически.

Основная идея в парикмахерском искусстве последнего времени – это движение к большей индивидуальности причесок. Смотрите нашу модную фото подборку причесок, актуальных для 2020 года.

Направления в парикмахерском искусстве

Что касается формы причесок, то мода здесь диктует два кардинально разных подхода.

Внимание стилистов привлекают сверхаккуратные стрижки, придуманные уже давно мастерами такого уровня, как Видал Сассун. Например, его знаменитая стрижка сессон снова на подиумах.

В то же время для выполнения многих стрижек применяются приемы, которые создают впечатление небрежности в прическе. Заметные тренды наступающего лета – это асимметрия, рваные пряди, резкие, даже грубые, перепады уровней волос в стрижке.

Каждый сезон появляются все новые варианты окрашивания волос. У парикмахеров-стилистов теперь есть возможности добиться самых невероятных цветов.

Креативное окрашивание – это один из путей для самовыражения человека через прическу.

Кроме интересных подходов в выборе цвета для волос продолжают развиваться тенденции к визуальной коррекции лица с помощью ультраконтуринга. Еще недавно было странно представить, что правильное окрашивание прядей в светлый или темный оттенок может помочь женщине скрыть недостатки лица и выделить достоинства.

Применение технологий «умных» стрижек вместе с контурингом меняет визуальное восприятие лица и волос.

Стоит добавить, что средства и технические приспособления для укладки волос меняются к лучшему. Теперь даже в домашних условиях можно сделать стильную прическу.

Благодаря наработкам знаменитых дизайнеров можно переосмыслить свой привычный образ. Авангардные прически с показов соревнований стилистов редко уместно носить в жизни.

Но если учитывать направление развития этого искусства, то некоторые детали могут стать частью стиля женщины.

Каре

Каре остается одной из самых востребованных стрижек уже много лет. Используя средства для укладки, можно сделать на основе каре, непохожие одна на другую, актуальные прически.

Короткое каре с челкой отлично выглядит на прямых волосах. Густая челка здесь делается тупым срезом.

Каре на волнистых волосах с челкой тоже будет отлично смотреться. Прическа с прямыми волосами у корней и гладкой челкой, но с волнистыми кончиками – это подходящий для этого года выбор. Каре с косой челкой тоже будет кстати в этом сезоне.

Хорошо будет выглядеть каре совсем без челки. Концы волос в этом случае подкручиваются внутрь или наружу. Каре на удлинение тоже не теряет популярности.

Есть любопытные предложения креативных причесок на основе этой стрижки. Например, длинные тонкие пряди, которые висят поверх каре так, как будто нерадивый мастер забыл их подстричь. Эффект применения такой техники можно посмотреть на фото.

Боб

Короткий и удлиненный боб, а также боб-каре – это популярные прически нового сезона. Классический боб с четким срезом подойдет женщинам с густыми волосами.

Боб-каре с нечеткими контурами придется по душе романтическим натурам. Например, можно попробовать оставить длинными боковые пряди. Их можно сделать одинаковой и разной длины. Боб с длинной челкой, которая падает на лицо, тоже очень хорош.

Есть предложения делать эту стрижку с эффектом растрепанности. Модная небрежность подойдет тем, кто является поклонником стиля гранж. Такой эффект достигается выстриганием текстурированных прядей. Для укладки надо будет использовать текстурирующие средства.

Асимметричные прически

Самые интересные стрижки получаются с применением асимметрии. Разной длины могут быть пряди у лица. А также челку иногда стригут по диагонали.

Важно научиться правильно укладывать такую прическу. Для гладкой асимметричной прически волосы лучше ламинировать в салоне.

Прически с выбритыми висками

Эти женские стрижки недавно вернулись на подиумы. Виски и затылок стригутся очень коротко или выбриваются. Верхняя часть волос остается достаточно длинной и укладывается в зависимости от пожелания клиента. Иногда выбриваются волосы на одном виске.

Слоистые прически

Каскадные прически продолжают делать на средние и длинные волосы. Рваные прореженные пряди сегодня в моде. Они могут укладываться иглами для придания состояния взъерошенности.

Тогда кончики волос обрабатываются гелем. Хорошо будет выглядеть каскад на волнистых волосах.

Косы

Среди причесок на длинные волосы косы занимают первое место. Они сейчас плетутся из слегка распушенных прядей. В них можно вплетать украшения. Заколки отлично подойдут для такой прически.

Хорошо делать боковые косы, которые будут держать форму прически. Модной остается французская коса. Она плетется из рыхлых прядей.

Вариант французской оплетки можно предложить для юных девушек. Плетение делается прямо на корнях волос.

Конечно, новые образы выстраиваются на основе давно известных стрижек. Но результаты бывают очень интересными. Главное, чтобы женщина понимала сама себя и тогда она сможет выбрать ту прическу, которая сделает ее особенной и красивой для других.

Видео-подборка по теме статьи:

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать свою внешность прической. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и прическа оказываются также утилитарными и социальными.

У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время.

Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для выполнения такой сложной прически требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали свои волосы хной, украшали прически декоративными элементами.

Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В классический период повседневная прическа состояла из коротко остриженных волос, « полной « от виска до виска недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем. В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикадой.

Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел – коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким. Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение – стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Современное парикмахерское искусство

Прическа – это форма придаваемая волосам стрижкой: завивкой укладкой и филировкой Прическа может быть из естественных и искусственных волос с шиньонами и прядями разных цветов.

Часто ее компонентами становятся головные уборы, ленты, бусы, украшения. Вид и форма прически зависит от субъективных и объективных причин. Прическа как костюм является произведением искусства. При смене художественных стилей, направлений в искусстве меняет вид и форму прически.

В моду вошла и завоевала свои пьедесталы женская короткая стрижка. Она изменяется чуть ли не каждый сезон, вносят в моду все новые и новые силуэты: короткая челка, удлиненный затылок или наоборот. Сложная окраска оригинальная укладка. Так же из моды не вышли и длинные волосы. Сейчас силуэт длинной прически приобретает все более четкие линии. Самая модная стрижка на данный момент Сесун. В любом виде парикмахерского искусства проявляется влияние современных методов, происходит усовершенствование парикмахерского дела появление новых инструментов и приспособлений, и средств ухода за волосами.

Новинок в парикмахерском деле появляется очень много: средств для укладки волос лаки, гели, пенки, муссы и крема. Крем - краски с одновременным уходом за волосами и при этом получается большой, яркий и стойкий цвет волос. Так же появляется очень много оттеночных средств, при чем нужно заметить что в их состав входят натуральные компоненты.

Современная мода предполагает женские прически самых разных направлений – деловой, повседневный, торжественные с декором из брошей, заколок и так далее. Но главная направленность заключается в том, чтобы показать естественную красоту волос, подчеркнуть мягкость и женственность облика.

В мужской моде сегодня присутствует полная свобода от бритого затылка и висков, до длинных волос типа каре и хвост. Но преобладает деловой стиль молодого бизнесмена, стиль мужественного спокойствия и деловитости. Особенно популярны стрижки экспресс, коммивояжер, ралли, спортивные стрижки.

В моде всегда существовали определенные законы, но есть одна азбучная истина, которой подчиняется современная мода. Мода модой, какой бы она ни была, но прическу и стиль каждый человек может подобрать индивидуально. Чтобы быть красивым и модным каждый день, необходимо чувствовать себя комфортно долгое время, а не только в день посещения парикмахерской.

Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Творческая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 История развития парикмахерского искусства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

      Современные направления в стрижках, укладках, окраске. . . . . . . . . . . .
      Стрижка волос, виды стрижек, операции стрижек, фасоны стрижки. . . . .
      Укладка волос, современные способы укладки феном. . . . .. . . . . . . . . . . .
      Окраска волос. Современные способы окраски. Выбор красителя в зависимости от внешних данных модели. .. . . . . . . . .. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .
    Технологическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Анализ внешних данных модели… . . . . . . . . . . . . .. .. . .. . . .. . . . . . . . . . . . .
2.2 Технология выполнения молодежной женской стрижки. . . . . .. . . . . . . . . . . .
2.3 Технология выполнения укладки феном. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4 Технология выполнения окраски. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .
2.5 Применяемые парфюмерно-косметические препараты. . . .. . .. . . . . . . . . . .
2.6 Используемые парикмахерские инструменты, аппаратура, приспособления, технологическое белье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.7 Техника безопасности при работе с режущим и электроинструментами, правила работы с красителями 1,2 группы. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.8 Ресурсосберегающие и энергосберегающие мероприятия на предприятиях бытового обслуживания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 Графическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1 Схема стрижки в анфас. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2 Схема стрижки в профиль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3 Схема выполнения стрижки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Используемые источники. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение
Красота в наше время – это визитная карточка любогвыглядеть стремятся все, вне зависимости от поо человека. Хорошо ла и возраста. Лицо и внешность являются отражением внутреннего мира человека. Придание человеку своего неповторимого стиля может подчеркнуть достоинства человека и украсить его. Поэтому посещение парикмахерских и салонов красоты получает всё больше распространения.
В настоящее время рынок бытовых услуг имеет чёткую систему регулирования к профессиональной подготовки кадров, а также организацию безопасного и качественного обслуживания населения. Служба быта в последнее время превратилось в крупную индивидуальную отрасель народного хозяйства. Предприятия бытового обслуживания оснащаются современными инструментами и оборудованием, что позволяет увеличить число оказываемых услуг, повысить культуру обслуживания и улучшить качество оказываемых услуг.
Предприятия бытового обслуживания оказывают более 600 видов услуг, причём на долю парикмахерских услуг приходится примерно 12%.
Формы собственности:

    Частная;
    Государственная;
    Совместная.
Существуют 3 категории парикмахерских:
    Парикмахерские;
    Салоны;
    Салоны “Люкс”.
Первая категория - парикмахерские: предоставляют все необходимые виды парикмахерских услуг и используют в работе оборудование и материалы с меньшим уровнем и качеством ассортимента. В них работают парикмахеры, косметологи, мастера маникюра и педикюра. В женских парикмахерских кроме помещения обработки волос могут быть другие необходимые помещения для маникюра и педикюра. В мужских парикмахерских может быть также установлено рабочие место для маникюра.
Вторая категория - салоны: предлагают выполнение художественных причёсок различного назначения, стрижек, окрасок и других видов парикмахерских услуг по современным технологиям. В них применяется качественное и фирменное оборудование и материалы. Работает достаточно квалифицированный персонал, парикмахеры-модельеры 4-5 разрядов (не менее 50%), а также косметологи, мастера маникюра и педикюра. Стоимость обслуживания в салонах-парикмахерских, как правило ниже, чем в салонах - люкс.
Третья категория – салоны - люкс: предоставляют наиболее сложные, комплексные и качественные парикмахерские – косметические услуги, а также лечебно – оздоровительные курсы в кабинетах массажа, в гимнастическом и тренажёрном залах. Салоны - люкс отличаются количеством и качеством обслуживания. Здесь делают эксклюзивные причёски, макияж, маникюр, педикюр, наращивание ногтей, используют при этом прогрессирующие оборудования и инструменты. Не менее 25% численности парикмахеров должны иметь разряд “модельер - художник”, остальные специалисты 4-5 разрядов, косметологи – специалисты первого класса, мастера маникюра и педикюра со стажем работы не менее двух лет.
Престижный уровень обслуживания населения зависит не только от профессиональности мастерства парикмахера и от его умения быстро обслужить клиента, но и от поведения мастера, воспитания и знания психологии.
Эстетическая культура работников службы быта проявляется в его умении индивидуальными особенностями и возраста, со вкусом поддержать свой внешний вид. Внешний облик мастера является его визитной карточкой, по его собранности, подтянутости и аккуратности клиенты судят об уровне культуры обслуживания. Неопрятность в одежде отрицательно влияет не только на мнение клиента, но и на самого работника, поэтому у него может быть плохое настроение, повышенная раздражительность, неуверенность в себе, недовольство собой и клиентом.
Мастер должен знать, не только основы психологии, но и основы этики, эстетики, педагогики и права. Это ему необходимо для выбора рациональной тактики обслуживания того или иного клиента и индивидуального подхода к нему.
За последние годы много сделано для подготовки кадров.
Главной целью бытового обслуживания населения является обеспечение платежеспособного спроса населения с широким спектром качественных бытовых услуг на современном технологическом уровне, обеспечивая при этом доступность услуг основной массе потребителей и создании эффективного производства.
Выше указанная цель может быть достигнута путем решения следующих задач.
- Улучшения качества оказываемых услуг, обновление их ассортиментов, внедрение прогрессивных форм обслуживания, обеспечение удобного для населения режима работы парикмахерских.
- Обеспечение населения информацией о состояния бытовых услуг.
- Повышение конвенстиционной активности, в том числе с привлечением иностранного капитала.
- Развитие с учетом требований моды, новых препаратов по уходу за кожей, волосами, ногтями.
Обеспечение ценовой территориальной доступности парикмахерских услуг.
- Создание механизма, позволяющего осуществлять компенсацию затрат, организация, которые обслуживает малообеспеченных граждан.
- Организация непрерывного процесса воспроизводства и технического перевооружения, действующих объектов бытового обслуживания, в соответствии с циклами полной амортизации оборудования.
- Совершенствования системы подготовки и повышение квалификации кадров.
Основной задачей развития сферы услуг в настоящее время является:
- Удовлетворение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре высококачественных услуг по доступным ценам.

Творческая часть

1.1 История развития парикмахерского искусства

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать свою внешность прическами. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и прическа оказываются также явлениями утилитарными и социальными. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.
Изучение истории парикмахерско го искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время. Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для ее выполнения требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали прически декоративными элементами.
Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (то есть от виска до виска) недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем. В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикады.
Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение - стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.
Мужская прическа в различные периоды римской истории была разной. Волосы могли быть и завиты в локоны, и гладко зачесанны, с челкой надо лбом. Обычно римляне брили лицо, однако в моде были и небольшие завитые бородки.
Очень многообразны и сложны были прически римских патрицианок. В некоторые периоды носили гладко причесанные волосы, разделенные на прямой пробор: иногда завивали волосы в длинные локоны, иногда носили «греческие» прически, - но истинно римскими были высокие прически из локонов, укрепленных на каркасе. Веерообразный каркас укреплялся надо лбом и по форме напоминал русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде корзиночки. Модными считались белокурые и русые волосы.
История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее (IX-XII века) и позднее средневековье (XIII-XV века). Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить «греховную человеческую плоть».
В период раннего средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочек ушей, а спереди - челка. В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.
Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица. В XV веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.
Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной прическа двух основных типов: волосы или гладко зачесывали назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили
У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.
Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной прическа двух основных типов: волосы или гладко зачесывали назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.
У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.
В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы.
Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветками, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах проявились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король XVI столетия Генрих IV. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные вверх усы и маленькая острая бородка «a la Henri IV» . Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.
В первой половине XVI века прическа у женщин имела вид двух полукруглых валиков, уложенных надо лбом, и обычно украшалась бусами или небольшим, выгнутым по форме прически чепчиком с вуалью. В конце XVI века форма женской прически существенно меняется. Появляется прическа двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.
На мужские и женские прически англичан очень повлияла внешняя пышность двора королевы Елизаветы. Волосы мужчины коротко стригли, но их костюмы были украшены вышивкой, бордюром, драгоценными камнями и кружевами. Женщины носили сложные прически, украшая их чепцами и головными повязками. Иногда носили парики.
В XVII веке Франция становится законодательницей в области мод и причесок. Окончательно складывается стиль барокко, наиболее полно выражающий вкусы аристократии этого времени. Прически эпохи барокко были всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.
В начале XVII века прическа у мужчин состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ. Позже вошли в моду парики. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.
Женская прическа в течение второй половины XVII века менялась бессчетное число раз. Из кратковременных модных причесок можно выделить несколько типов. В 60-х годах прическа еще сохраняла некоторую естественность. Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плечи - «a la Mancini». С 70-х годов женская прическа стала напоминать по форме мужской парик. Локоны укладывали рядами так высоко, что прическа подчас возвышалась надо лбом на 50-60 сантиметров. Иногда дамы этого времени носили гладкую прическу с узлом, сколотым на затылке, - так называемый узел смирения.
С 90-х годов в моду вошла прическа фонтанж. Она состояла из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для закрепления смазанных белком, и выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса, который украшался заложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами. В случае необходимости прическа дополнялась искусственными волосами.
В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо - декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.
Мужские прически времен рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. В моду вошли белые пудреные парики.
Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга. Волосы обычно пудрили. В 70-х годах XVIII века прически становятся особенно сложными. На «изготовление» модной прически - куафюры - уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней. Прически делали следующим образом: волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы; далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.
В 20-30-х годов 19 века зарождается новое направление - романтизм. В прическах господс твует стилевое направление, которое носит немецкое название - бидермайер. Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта и был ведущим до 40-х годов 19 века. Во Франции почти идентичный стиль носил название «стиля Луи Филиппа» Мужчины носили короткие, завитые в локоны волосы, приподнимала надо лбом в виде кока. В 40-х годах волосы удлинились, доходили до ушей. Иногда их круто завивали. В 50-е годы были модны довольно длинные, расчесанные на косой пробор волосы, часто завитые в локоны 60-е годы в моду вошли сравнительно короткая стрижка, бакенбарды. К концу века волосы стали коротко стричь.
В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место на конкурсе, а в 1888-1890-х годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.
Характер причесок 1890-1900-х годов снова изменяется, в связи с переменами, происшедшими в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в простоте и рациональности причесок.
В 1904 году в Германии впервые была выполнена продолжительная завивка волос - перманент.
Перманент быстро распространился по всей Европе. В 20-х годах XX века в моду вошли прически с короткой стрижкой. Также появляются новые химические красители и осветлители волос. Окраска волос позволила придавать прическе дополнительный эффект, оживлять ее.
С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Этот метод завивки волос не только с успехом конкурировал со всеми другими способами, но и постепенно вытеснил их. Благодаря химической завивке можно получить хорошие результаты при обработке волос самых различных свойств и строения.
С появлением кинематографа на форму причесок большое влияние оказывает искусство кино. В свое время в моду вошли прически героинь Греты Гарбо, Марлен Дитрих. В России ориентировались на прически актрис Людмилы Целиковской, Марины Ладыниной, Любови Орловой.
В 50-60-е годы актриса Брижит Бардо вводит новые прически - «конский хвост» (рис. 53) и «Бабетту».
В 1971 году известный мастер Видаль Сэссун показал новые стрижки, которые выполнялись только ножницами. В 70-е годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической.
Художники-модельеры облагородили стиль танков, создав стрижки «еж», «каскад». Моду 80-х годов отличают прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны как на длинных, так и на коротких волосах. Преобладают теплые естественные цвета волос: каштановый, рыжий, коричневый, блондин.
Новинка этого периода - жемчужный блондин, сочетание пепельных волос с более светлыми волосами на концах. (см.приложение А)

1.2 Современные направления моды в стрижках, укладках, окрасках.

Короткие стрижки сегодня актуальны, как никогда. Каре, бобы, сэссун – строгие, структурные, оригинальные… Мода, как водится, сошла с подиумов. Дизайнеры и стилисты первыми сделали грациозный реверанс 60-м годам ХХ века В те времена стиль диктовали такие иконы моды, как коротко стриженная Твигги и «живые боги» The Beatles c их прямолинейными челками. Вдохновившись яркими образами минувшего, стилисты принялись за дело. Их стараниями модели преобразились до неузнаваемости. Распрощавшись с длинными кудрями, они обзавелись каре, пышными челками и выстриженными затылками. Конечно, не все были готовы к решительным переменам. Но и тут был найден выход – парики! Именно их предлагали на показах Lacroix, Karl Lagerfeld и Yamamoto. Эти дефиле стали знаковыми как в моде, так и в сфере beauty. А главное, указали всем жертвам моды верное направление: к парикмахеру. «В моде все варианты каре и сэссунов, подтверждает Эдуард Тришкин, президент ассоциации причесок Haute Couture Франции и партнер L’Oreal Professionnel в России. Отличительная черта старых, знакомых стрижек – мягкая асимметрия. Если же вы настроены серьезно, экспериментируйте с откровенно графическими формами. Это высший шик!» Вернулась химическая завивка. Причем не стоит опасаться испортить волосы, так как их структуру современные составы «распознают» сами. На ослабленные кончики раствор действует мягко и бережно, а ближе к корням его «работа» усиливается. Химия может быть легкой на 2-3 месяца или крепкой на полгода. Главная тенденция - максимальная естественность завитка. Стильной считается химия, начинающая не от самого корня. Вспомнили парикмахеры и о челках. Правда, их контур нетрадиционен: от максимально коротких – на одном виске, до наиболее длинных – на другом виске. В моде также авангардные двойные челки: коротко постриженные у самого лба, а на них сверху напущены более длинные пряди. Еще один нюанс – удлиненные виски. Не надо отказываться от всевозможных резинок и зажимов для волос. В нынешнем сезоне предпочтительны заколки яркие и блестящие, стразами или украшенные бисером. Для обладательниц длинных волос популярна длина волос ниже плеч.
Сейчас в моде естественность, поэтому со остальной мэйк-ап, такой, например, как румяна, тени зависит исключительно от типа лица и вашего желания. Макияж определяется стилем одежды или назначением. В моде длинные и объемные ресницы. Верхнее веко непременно следует слегка подчеркнуть карандашом. Стильно смотрятся и “влажные тени ”, как бы создающие эффект глаз “с поволокой ”. Отправляясь на вечеринку, можно посыпать лицо блестками или наложите голографические тени. Они должны плавно сменять друг друга - от наиболее светлого к самому насыщенному. Предпочтение можно отдать золотым, голубым и розовым тонам.
Помаду в этом году следует выбирать в розовых тонах, а вот про холодные фиолетовые оттенки, пока лучше забыть- это вчерашний день. Хит сезона – влажный блеск для губ, розовых, малиновых, шоколадных оттенков. Пудра же и румяна сейчас практически не используются – матовость коже придается специальными дневными кремами.
Сдержанность, природная естественность, натуральность - вот модные тенденции современных причесок. Никаких сложностей, все просто и отчасти артистически небрежно. (см. приложение Б)

1.3 Стрижка волос: виды стрижек, операции стрижек, фасон стрижки.

Стрижка волос- это укорачивание длинны волос. Процесс состоит из методов, операций, срезов, определенного фасона. Для правильного выбора стрижки необходимо учесть все индивидуальные особенности внешности клиента: форма лица, текстуру и свойства волос.
Виды стрижки - это совокупность приемов обработки волос, находящихся в прямой зависимости от фасона стрижки. В парикмахерской практике различают два вида стрижек:

    Контрастная стрижка отличается резкими переходами в длине волос на различных участках волосяного покрова головы.
    Неконтрастная стрижка характеризуется плавными переходами в длине волос на отдельных участках волосяного покрова головы.
Фасон стрижки - это конкретная конечная цель, которая стоит перед парикмахером в процессе работы
Существует большое количество разнообразных по фасону стрижек:
1. «полька», 2. «канадка», 3. «русская», 4. «английская»,
5. «классическая», 6. «французкая».
В процессе выполнения стрижки можно выделить несколько операций:
1) сведение волос «на нет» – это плавное постепенное изменение длины волос от самых коротких на периферийных участков по краю их роста к длинным. Можно выполнять при помощи электромашинки, расчески и ножниц.
2) снятие волос на пальцах - это операция стрижки, при которой выполняется укорачивание волос по всей голове или на отдельных ее участках. Выполняется при помощи прямых ножниц с расческой.
3) «тушевка» - это операция получения более плавного дымчатого перехода то коротких волос к длинным. Эта операция подобна операции «сведения волос на нет», но требует более тщательного выполнения. Выполняется при помощи ножниц и расчески, которые все время в движении. Чем больше переход от коротких волос к длинным, тем эффектнее он смотрится, но и тем труднее выполняется.

4) «филировка» - это плавное, постепенное изменение длины волос от длинных к коротким. Филировка подчеркивает текстуру стрижки, облегчает концы волос, подчеркивает форму.
5) «окантовка» - это чаще всего заключительная операция стрижки, при которой волосам придается окончательный контур, ограничивающий их по всему краевому росту волос или на отдельных участках. Выполняется с помощью электрической машинки, прямых ножниц и расчески.

1.4 Укладка волос, способы укладки.

Даже качественно выполненная стрижка может выглядеть совсем не эстетично, если не правильно выполнить укладку волос. При помощи укладки на основе одной и той же стрижки можно добиться создания различных причесок.
Укладкой волос называют придание волосам той или иной формы на непродолжительный срок. Укладка волос состоит из различных операций, при помощи которых выполняются прически любой формы. Получаемые в результате укладки прически сохраняются не долго. В лучшем случае они сохраняют свою форму и рисунок от одного до другого мытья головы. При смачивании водой волосы выпрямляются и принимают прежнюю форму. Длительность сохранения прически в большей степени зависит от влажности воздуха, поэтому любую прическу следует оберегать от влаги.
Способы укладки волос. В настоящее время существует два вида способа укладки волос: холодный и горячий.
Холодный способ укладки волос волнами, или андуляция. Такой укладке хорошо поддаются мягкие, эластичные и слегка вьющейся волосы. Жестокие и упругие волосы укладываются с трудом.
Горячий способ укладки волос. К этой группе относятся укладки при помощи бигуди, электрощипцов и фена.
Укладка с помощью бигуди сохраняется на более длительное время. Сейчас в парикмахерских применяют бигуди всевозможных конструкций, диаметра, размеров и с различными способами крепления. При накручивании волос на бигуди, следует помнить о следующих правилах:
- толщина пряди у основания не должна быть шире диаметра бигуди;
- пряди необходимо отделять ровными рядами и тщательно расчесывать (иначе волосы не будут гладкими);
- пряди должны быть одинакового размера, чтобы прическа получилась ровной;
- каждую прядь нужно хорошо натягивать, постоянно сохраняя это натяжение во время накрутки;
- кончики прядей следует тщательно прокручивать, аккуратно распределяя волосы по всей длине бигуди.
Укладка волос феном - это одновременное просушивание волос и придание им формы. Волосы, уложенные феном, становятся пышными и подвижными.
При укладке волос феном требуется тщательная и кропотливая работа. Каждую прядь нужно хорошо проработать у корня, а затем соответствующим образом уложить и концы волос.
В настоящие время существует множество методов и способов укладки волос феном. Наиболее популярными являются следующие:

    метод «бомбаж» - предусматривает работу феном и плоской щеткой и чаще всего применяется при укладке коротких волос.
    метод «брашинг» - укладка выполняется при помощи круглых щеток. От выбора щетки зависит конечный результат укладки. Применяются для укладки длинных волос, подкручивания коротких и придания им объема.
    укладка волос феном с насадкой «диффузор» - применяется для волос, завитых от природы, которые приобретают желаемый объем и форму.
    укладка волос при помощи фена и пальцев рук выглядит очень естественно. В этом случае роль щетки выполняют пальцы, придавая объем волосам на определенных участках головы, и направляя их по линиям будущей прически. Чаще всего этот способ применяется для укладки коротких волос.
1.5 Окраска, способы окраски, выбор красителя в зависимости от внешних данных модели

Окраска- это получение нового цвета волос путем окисления цветообразующих компонентов, замещение натурального пигмента искусственным.
Существуют следующие способы окраски:
1.Осветление:
1.1Получение нового цвета светлее первоначального, хотя бы на один тон.
В результате осветления происходит значительное разрушение пигмента, что дает возможность окрашивать волосы в более светлые тона.
1.2Снятие краски с ранее окрашенных волос или корректировка цвета волос с помощью красителей 1 группы.
1.3Разрыхление чешуйчатого слоя для облегчения проникновение частичек красителя во внутренний слой волос.
2.Обесцвечивание (блондирование) – это самая высокая степень осветление волос, при этом природный пигмент подвергается полному разрушению и становится бесцветным.
3.Окраска волос – это получение нового цвета путем окисления цветообразующих пигментов и замещение натурального пигмента искусственным.
4.Тонирование – это легкое изменение цвета волос, придание им более глубокого оттенка, природный пигмент не затрагивается.
5.Мелирование – это осветление отдельных прядей, частичное разрушение пигмента.
6.Колорирование – это окрашивание всей массы волос прядями разного цвета.
7.Балаяж – это осветление или изменение цвета только концов волос.
8.Первичная окраска-нанесение красителя на всю длину волос, начиная с затылка.
Выбор цвета волос:
Важным элементом композиции прически является цвет. Он оказывает различные действия на органы наших чувств. Цвета в прическах воспринимаются нами как теплые или холодные, объемные или плоские, плотные или воздушные, выступающие или отступающие.
Цвет волос оказывает большое влияние на ощущение массы волос в прическе. Так, светлые волосы зрительно увеличивают и облегчают ее, темные – уменьшают и делают более тяжелой. Гармония цвета в прическах может быть родственной или контрастной.
Родственная – гармония заключается в сочетании близких по цвету. Но различных по насыщенности тонов: темно и светло – русый, каштановый м золотистый, блондин и розовый блондин. Наиболее часто родственная гармония встречается при моделировании строгих, классических форм причесок.
Контрастная – гармония цвета волос отражает особо модные, авангардные модели причесок. Она заключается в сочетании нескольких насыщенных и контрастных тонов: черный и бордо, темно – русый, желтый блондин и черный.
Волосы, окрашенные одним чистым цветом, создают в композиции прически одноцветную гармонию. Цвет волос указывает на соответствие прическе в моде. Вместе с фактурой волос он служит средством выявления достоинств формы и объема прически, подчеркивает выразительность отдельных участков или элементов.
Современная мода отмечена поиском новых нетрадиционных цветовых сочетаний.
Наряду с одноцветной окраской в моделировании используются многоцветные виды окраски, которые вносят модный штрих в облик современного человека.
Все химические красители оказывают на волосы сильное воздействие, в результате которого они могут потерять блеск, эластичность и даже полностью разрушиться. Чтобы этого не произошло, необходимо произвести очень внимательный анализ состояния волос, сделать правильный выбор красителя и окислителя.
При этом учитывается следующие факторы:

    натуральная база волос (природный цвет);
    процент седины;
    длина корней (отросших после предыдущей окраски);
    уровень тона на длине;
    уровень тона на концах;
    чувствительность волос;
    совместимость оттенков;
    необходимый уровень осветления;
    пожелание клиента.
Надо также учитывать, что светлые волосы облегчают, а темные - утяжеляют лицо.
Окраска волос не только подчеркивает прическу, но и придает лицу особую выразительность. Следует продумать, как будет гармонировать цвет волос с природной цветовой гаммой лица.
У каждого человека есть своя цветовая гамма, которая зависит от оттенков кожи, от цвета глаз, природного цвета волос.
1. Весенней тип внешности:
К этому типу относятся люди со светлой кожей, которая имеет теплый персиковый оттенок, глаза карие или зеленые имеют золотистые или оранжевые вкрапления, светлые волосы которые имеют золотистый оттенок.
ЦВЕТ ПРИ ОКРАШИВАНИИ:
    светлый блондин;
    средний блондин;
    светло-русый;
    средне- русый.
Если делать тонирование, то предпочтительнее оттенки: пшеничный, золотистый, медный.
2. Летний тип внешности:
Люди летнего типа имеют светлую кожу,зеленые или голубые глаза и светлые волосы, которые имеют пепельный оттенок.
ЦВЕТ ПРИ ОКРАШИВАНИИ:
    светлый блондин;
    средний блондин;
    темный блондин;
    светло-русый;
    средне- русый.
При тонировании: пепельный, жемчужный.
3. Осенний тип внешности:
Слегка смуглая кожа, которая имеет золотистый оттенок, глаза темно-карие или светло карие, с зелеными вкраплениями, волосы каштановые с золотистым или медным оттенком.
ЦВЕТА ПРИ ОКРАШИВАНИИ:
    светло - русый;
    средне - русый;
    темно - русый;
    светло - коричневый;
    коричневый;
    темно-коричневый.
Оттенки при тонировании: пшеничный, медный, золотистый, красный, оранжевый.
4. Зимний тип внешности:
Люди зимнего типа имеет, светлую кожу холодного оттенка, глаза голубые, серые, черные с синими или серыми вкраплениями, волосы черные или темно русые с пепельным оттенком.
ЦВЕТА ПРИ ОКРАШИВАНИИ:
    средне русый;
    темно - русый;
    темно- коричневый.
Оттенки при тонировании: пепельный, фиолетовый, красный.

Технологическая часть

Технологическая часть

2.1 Анализ внешних данных модели

Демонстратором разработанной модели стрижки с последующей окраской и укладкой является молодая девушка. Возраст -19 лет, невысокого роста, цвет глаз – карие, цвет кожи- светлый, волосы русые. Тип внешности –весенний, телосложение – стройная, овальная форма лица - рассматривается как идеальная. К лицу такого типа подходят прически любого стиля. Возможны контрасты в выполнении, например наличие или отсутствие челки, открытые или закрытые уши, симметричная или ассиметричная прически.
Весенней тип внешности: К этому типу относятся люди со светлой кожей, которая имеет теплый персиковый оттенок, глаза карие или зеленые имеют золотистые или оранжевые вкрапления, светлые волосы которые имеют золотистый оттенок. ЦВЕТ ПРИ ОКРАШИВАНИИ: светлый блондин; средний блондин; светло-русый; средне - русый. Если делать тонирование, то предпочтительнее оттенки: пшеничный, золотистый, медный.
Учитывая тип и свойства волос демонстратора разработанной модели стрижки можно предложить следующую программу по уходу за данным типом волос:

    мытье волос по мере загрязнения (не реже 1 раза в неделю);
    температура воды 34 – 37 0 С;
    использовать шампунь и бальзам для нормальных волос, также травяные настойки, бальзамы и бальзамы – маски.
Текстура – толщина и жесткость волос. Волосы могут быть очень тонкими, тонкими, нормальными, толстыми, мягкими, жесткими, стеклистыми.
Упругость – способность волоса к растяжению и возвращению к первоначальной длине. Эластичные волосы можно растянуть на треть их длины, и после снятия растяжения они вернут свою изначальную фору. Упругость волос можно увеличить вдвое, намочив их холодной водой. Под действием горячей воды, упругость и эластичность волос снижается.
Прочность – это способность волос сопротивляться под действием физических нагрузок.
Гигроскопичность – способность волос впитывать в себя влагу (до трети своего волоса). Волосы хорошо поглощают воду, пар, жиры. Под действием влаги волос, на которое время изменяет свою форму – это свойство используется при накручивании волос на бигуди, при холодной укладке.
Пористость – уровень образования пор, то есть пустот в стержне волоса. Пористость может быть низкой, нормальной и чрезмерной. Кроме того, волосы могут быть нормальные у корня и сверхпористые на концах. Пористость волос увеличивается при окраске и обесцвечивании, после длительного воздействия ультрафиолетовых лучей. Более пористые волосы более гигроскопичны. Это следует учитывать при окраске и химической завивке.
Электростатичность – способность волос накапливать электрический заряд. Это свойство проявляется при расчесывании сухих волос пластмассовой расческой.
Свойства волос модели: текстура – нормальные, жесткие; эластичность – низкая; упругость - средняя; прочность - средняя; гигроскопичность - средняя; пористость - чрезмерная; электростатичность – низкая.
Волосы тесно связаны со всем организмом человека, видная часть волоса называется – стержнем, не видимая, которая находится под кожей – корнем. Волос состоит из трех слоев: кутикула, кортекс и медулла.
Кутикула (наружный слой волоса) состоит из отмерших клеток кератина, которые образуют плоские чешуйки, расположенные так, что каждая предыдущая чешуйка частично прикрывает последующую. Открывающаяся часть чешуек направлена к концу волоса.
Кортекс – волокнистый слой, который занимает 90% толщины волоса и обеспечивает ему эластичность и пористость. Именно в этом слое происходят все химические и физические процессы во время окраски и химической завивки.
Медулла – канал внутри стержня волоса, который состоит из неупорядоченной массы волокон, исчезающих к концу волоса. Между ними находятся воздушные полости.

2.2 Технологи выполнения стрижки

Перед выполнением разработанной модели стрижки необходимо произвести подготовительные работы: пригласить клиента в кресло, вымыть руки с мылом, насухо вытереть полотенцем, покрыть плечи клиента салфеткой и провести визуальный осмотр кожи головы и волос. После того как удостоверились, что кожа головы и волосы здоровы, покрываем плечи клиента полотенцем и моем голову с наклоном головы вперед. Смочить обильно волосы теплой водой, наливая в ладонь немного шампуня, растереть между ладонями и равномерно нанести на волосы. Взбить в густую пену и обильно смыть водой. Отжать волосы от воды и вытереть полотенцем. Мокрое полотенце положить в специально промаркированную емкость с грязным бельем. Приглашаем, клиента в кресло, покрываем одежду синтетическим пеньюаром в комплекте с х/б салфеткой. Расческой расчесываем волосы и приступаем к выполнению стрижки (см. табл.2.2 п.2).
Выделить П – образный пробор на макушке, двумя вертикальными проборами, выделить среднею часть затылочной зоны, проборами от уха до уха, через макушку, выделить височно – боковые зоны. Пряди во всех зонах необходимо зафиксировать зажимами (см. табл.2.2 п.3).
Затем выделить прядь толщиной не более 1 см, выполнить прямой срез с оттяжкой 90 градусов, задав определенную длину. Данная прядь будет являться контрольной. После чего всю массу волос на затылочной зоне, подтягиваем к контрольной и подстригаем прямым срезом, с оттяжкой 90 градусов (см.табл.2.2 п.4).
Затем в зоне П – образного пробора вдоль его большей стороны выделить прядь и вычесать к ней всю массу волос височно – боковой зоны. Подстричь пряди волос на уровне контрольной. Таким образом, состригаем правую и левую части фронтальной зоны (см. табл.2.2 п.5).
Для выполнения окантовки необходимо провести дугообразный пробор от уха до уха через макушку, и все пряди фронтальной зоны вычесать на лицо. Затем выполняем окантовку в форме полураскрытой подковы. Направления выполнения окантовки – от середины лба к височно – боковым зонам. Затем расчесав пряди по росту волос, выполнить окантовку по всей стрижке (см. табл.2.2 п.6).
Филировку выполняем методом «слайсинг» или скользящими движениями прямыми ножницами по поверхности стрижки (см. табл.2.2 п.7).
Таблица 2.1 – Технологическая карта выполнения стрижки

3
Разделение волос на зоны
Выделить П – образный пробор на макушке, двумя вертикальными проборами выделить среднею часть затылочной зоны, проборами от уха до уха, через макушку, выделить височно – боковые зоны. Пряди во всех зонах необходимо зафиксировать зажимами.
4
Стрижка затылочной зоны
Затем выделить прядь толщиной не более 1 см, выполнить прямой срез с оттяжкой 90 градусов, задав определенную длину. Данная прядь будет являться контрольной. После чего всю массу волос на затылочной зоне, подтягиваем к контрольной и подстригаем прямым срезом, с оттяжкой 90 градусов.
5
Оформление теменной зоны
Затем в зоне П – образного пробора вдоль его большей стороны выделить прядь и вычесать к ней всю массу волос височно – боковой зоны. Подстричь пряди волос на уровне контрольной. Таким образом, состригаем правую и левую части фронтальной зоны.

2.3 Технология выполнения укладки

Укладкой волос называют придание волосам формы на непродолжительный срок. Укладка волос состоит из различных операций, при помощи которых выполняются прически любой формы. Получаемые в результате укладки прически сохраняются недолго, в лучшем случае они сохраняют свою форму и рисунок от одного до другого мытья головы. Длительность сохранения прически в большей степени зависит от влажности воздуха, поэтому любую прическу следует оберегать от влаги.
Укладка волос феном - это одновременное просушивание волос и придание им формы. Волосы, уложенные феном, становятся пышными и подвижными.
При укладке волос феном требуется тщательная и кропотливая работа. Каждую прядь нужно хорошо проработать у корня, а затем соответствующим образом уложить и концы волос.
Укладывать феном необходимо чисто вымытые с применением шампуня волосы. Грязные волосы не позволят поднять их от корней, и соответственно не будет достигнут желаемый объем прически.
Чтобы волосы лучше поддавались укладке, на них следует нанести фиксирующие средство: пенка, мусс для укладки волос, жидкий гель или лосьон различной степени фиксации. Средство для укладки следует равномерно распределить по всей длине волос, уделяя особое значение корням. Если корень не будет тщательно пропитан, волосы не смогут долгое время держать форму, приобретенную после выполнения укладки.
С помощью фена можно придать волосам объем, уложить их волнами или выпрямить.
Во время укладки струя горячего воздуха всегда должна быть направлена, во-первых, по касательной к голове (чтобы не обжечь кожу) и, во-вторых, от корней к концам (чтобы не повредить чешуйки верхнего слоя, которые тоже лежат в направлении от корней к концам волос). В этом случае волосы останутся гладкими, а их блеск усилится. Не следует долгое время держать фен в одном направлении - струя воздуха должна двигаться вдоль щетки от одного края к другому. Расстояние от «сопла» фена до пряди волос не должно быть слишком маленьким, потому что чем оно меньше, тем выше температура воздуха, воздействующего на волосы. Хороший фен имеет три температурных режима работы: с горячим воздухом - для подсушивания волос; с умеренным - для выполнения укладки и с холодным- для охлаждения проработанной пряди. Толстые, здоровые волосы можно укладывать довольно горячей струей воздуха, а при работе с тонкими, мягкими волосами лучше использовать прохладный воздух. Укладывая волосы при помощи диффузорной насадки, фен можно подносить к волосам совсем близко, так как сильная, широкая струя горячего воздуха рассекается, проходя через маленькие отверстия в насадке.
В результате укладки волосы должны приподняться от кожи головы на тот уровень, который предусматривает окончательная форма прически. При этом используется различный инструмент и принадлежности.
В настоящие время существует множество методов и способов укладки волос феном. Наиболее популярными являются следующее:
Метод «бомбаш». Предусматривает работу феном и плоской щеткой и чаще всего применяется при укладке коротких волос.
Метод «брашинг». Укладка выполняется при помощи круглых щеток. От выбора щетки зависит конечный результат укладки. В работе может быть использована щетка на синтетической, натуральной и металлической основе, с искусственной или натуральной щетиной различного диаметра. Применяются круглые щетки для укладки длинных волос, подкручивания коротких и придания им объема. (см.таблицу 2.3).

Таблица 2.3- Технологическая карта выполнения укладки волос

3
Нанесения фиксирующего средства.
Нанести фиксирующее средство лосьон или пенку.

4
Укладка нижне-затылочной зоны
Укладку начинают выполнять с нижней затылочной зоны. Волосы нижней затылочной зоны слегка подсушить, придавая концам нужное направление.

6
Укладка волос на макушке.
В местах, где нужно наибольший объём (макушка, фронтально- теменная зона, линия пробора) щёткой натягиваем прядь до определенной длины и фиксируют струёй горячего воздуха. Затем холодным воздухом даём пряди остыть.

7
Укладка теменной и височно-боковых зон.
После укладки затылочной зоны переходим к укладке волос височно-боковых и теменной зоны, при этом начинаем укладывать от макушки.

8
8

и т.д.................
Вычёсывание волос

Развитие и совершенствование парикмахерского искусства тесно связано с эволюцией человеческого общества, повышением уровня культуры. Парикмахерское искусство объединяет несколько основных приемов работы с волосами: мытье, просушивание, стрижка, завивка, окраска, изготовление постижерных изделий -- париков, кос, локонов, шиньонов, ресниц, бровей и т.д.

Влияние эстетического идеала на внешний вид людей ощущалось менее заметно, чем, например, стилей художественных направлений, религии, социального положения. Так как понятия «доброта», «нежность», «женственность», «мужественность» внешне передать очень трудно, их можно подчеркнуть деталями костюма, прической.

Во все времена парикмахерское искусство было направлено на то, чтобы украсить внешность, сделать ее более привлекательной.

На вопрос, что такое прическа, можно ответить так: это уложенные с применением разных видов завивки или укладки, всевозможных стрижек в определенную форму волосы. Прическа может быть сделана из естественных или искусственных волос. В прическе наиболее ярко проявляются веяния эпохи, она отображает национальные и расовые черты, классовую и сословную принадлежность, социальное положение в обществе, а также признаки пола и возраста. Благодаря прическе можно подчеркнуть привлекательность лица или скрыть некоторые недостатки. Известный отпечаток накладывают на прическу личные вкусы и индивидуальные взгляды ее обладателя.

Так как парикмахерское искусство совершенствовалось на фоне общественной жизни, оно во многом зависело от развития науки, промышленности, культуры, технологических процессов. Возникшие формы причесок со временем изменились благодаря применению новых специальных принадлежностей, инструментов, а также косметических препаратов. XIX-XX вв. принесли много нового, повлиявшего на парикмахерское искусство. Пропагандистами новых силуэтов, форм причесок, инструментов, способов работы с волосами становятся журналы, газеты, вернисажи, театральные премьеры, конкурсы парикмахерского искусства, косметики.

Каждая историческая эпоха характеризуется своим особым стилем и модой. Именно по элементам одежды и ее дополнениям, по прическе сегодня можно определить принадлежность человека к тому или иному историческому периоду. Прическа в далеком прошлом не только украшала человека, но и была знаком профессии, социального положения, национальной принадлежности или даже, в особых случаях, политических взглядов. Парики британских парламентариев и судей, косы китайцев, бороды армянских купцов и гладко выбритые головы жрецов в Древнем Египте -- это уже не только элементы моды, это почти символы.

В древности в Ассирии, Вавилоне и Египте обученные рабы выполняли многие виды работ, применяемых в парикмахерском деле и сегодня, например окраску волос. В то время уход за волосами и растительностью на лице был связан с требованиями религиозного культа, народными обычаями и обрядами: египетские жрецы брили голову наголо, прикрывая ее затем париком, а ассирийские воины завивали длинные бороды в затейливые колечки, что, по верованию, должно было принести успех в сражениях. Византийская мода предписывала женщинам прятать волосы. Они обнаруживались только в виде гривки надо лбом или косичек (вдоль щек), выполненных иногда не из волос, а из небольших ниток жемчуга. В эпоху Средневековья женщины украшали волосы чепцами и шапками, временами настолько высокими (иногда метровой высоты) и хитроумными, что в них тяжело было передвигаться (рис. 1).

Рис. 1. Готический чепец, примерно 1400 г.

Только юным девушкам можно было носить волосы, разделенные надо лбом и уложенные волнами в небольшой валик над висками. Они ниспадали красивыми локонами на плечи, оставляя открытыми уши.

Мужские прически не отличались разнообразием: волосы стригли коротко, костюмы же были пышно украшены вышивкой, бордюром, драгоценными камнями и кружевами.

Важная составляющая мужской внешности -- наличие или отсутствие усов и бороды. Средневековые парикмахеры оказывали услуги жителям городов, объединяясь в цеха банщиков и цирюльников. Цирюльники предлагали медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы -- по этой причини они называли себя хирургами. Со временем число банщиков и цирюльников увеличилось; претерпел изменения и характер их услуг. Кроме бритья, стрижки и укладки волос парикмахер выполнял и массаж, делал компрессы, изготавливал парики, выполнял косметические и гримерные работы, а также занимался маникюром и педикюром.

Одни мужчины считают, что борода придает мужественность и солидность, с гордостью ее носят. Другие находят, что растительность на лице старит, и предпочитают обходиться без нее. Но все же, если вы приняли решение «за», помните, что различные формы бороды, усов, бакенбард должны подбираться индивидуально. Ухоженностью бород и оригинальностью их оформления удивляет современная молодежь. В этом они задают положительный тон поколению своих отцов. Юношеские бороды хоть и невелики, зато очень контурны, а их размеры буквально маркируются тонкой полоской вокруг рта и подбородка. Распространенной тенденцией сегодня является лицо двух-трехдневной или даже недельной небритости.

В Средние века в Западной Европе, когда техника бритья достигла определенного развития, усы носили мужчины разных слоев населения. На городской площади около собора можно было встретить щеголя, одетого по последней моде, с усами, напоминающими букву X.


Рис. 2.

Рис. 4.


Рис. 5.

Многие мужчины носили усы и бороды, подражая королям Франции: Генриху IV Наваррскому, Франциску I, Людовику XIV, императору Наполеону III. Прусский кронпринц Фридрих-Вильгельм и русские императоры Александр III, Николай I и Николай II также становились объектами для подражания.

В некоторых странах «усачи» объединялись в специальные союзы.

Женщины всех времен и народов пытались избавиться от темных усиков над верхней губой. В древние времена для этого использовали рецепты арабских врачей египетской царицы Клеопатры. Некоторые из этих мазей и смол интересуют даже современных косметологов, в распоряжении которых множество препаратов и приборов для эпиляции. Сейчас в косметологии применяют в основном механические и высокотемпературные методы удаления волос. В настоящее время технологии бритья значительно усовершенствованы. Профессиональное бритье гарантирует 2-3-дневное отсутствие щетины.

В XVII в. Франция становится законодательницей в области мод и причесок. Окончательно складывается стиль барокко, наиболее полно выражающий вкусы аристократии этого времени. Прически этой эпохи были всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

В Европе начали входить в моду парики. Они были очень разнообразны -- то в виде ниспадающих на лицо локонов и колец, то в виде невероятно высоких причесок с многочисленными украшениями -- замками, кораблями, даже прудами, по которым плавали лодки (рис. 7, 8).


Рис. 7.

В первой половине XVIII в. появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо -- декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. В этот период прически изобиловали локонами и буклями.

Мужские прически были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили.


Рис. 9.

В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 г. русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место на конкурсе, а в 1888-1890-х гг. Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства. В 1904 г. в Германии впервые была выполнена завивка волос на продолжительное время -- перманент. В 20-х гг. XX в. в моду вошли прически с короткой стрижкой (рис. 11). Появляются новые химические красители и осветлители волос. Окраска волос позволила придать прическе дополнительный эффект, оживить ее.

С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Этот метод завивки волос не только с успехом конкурировал со всеми другими способами, но и постепенно вытеснял их.


Рис. 11

С появлением кинематографа на форму причесок большое влияние оказывает искусство кино. В свое время в моду вошли прически героинь Греты Гарбо, Марлен Дитрих. Многие женщины делали себе прически символа красоты 30-х гг. «божественной» Греты Гарбо (рис. 12).

Прически мужчин оставались без изменения. Были распространены короткие стрижки типа «бокс», «полу-бокс», «наголо». Носили усы, бакенбарды небольших размеров, бородки «клинышком».

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. женские прически стали делать из полудлинных волос, длина которых достигала плеч. В прическах надо лбом делали небольшие объемные валики или взбивали волосы наподобие кока или чуба. Были в моде прически с челками в виде баранки, при этом волосы подгибались внутрь (рис. 13).


Рис. 13.

Челки могли быть многоярусными, что увеличивало высоту прически. Прически были без пробора, надо лбом укладывали четкую волну, при этом волосы с затылка приподнимали кверху. Модны были тонкие сеточки под цвет волос, которые надевались на голову для сохранения прически; женщины пожилого возраста продолжали носить прически с пучками, заплетали волосы в косы, укладывали их в валики, закалывая шпильками.

Развитию и совершенствованию парикмахерского искусства в наши дни во многом способствуют конкурсные показы причесок, косметики, которые берут свое начало с древних времен. Конкурсы женской красоты проводились в Древней Греции. Первый конкурс был посвящен празднеству в честь богини земли Деметры, на котором искусные парикмахеры демонстрировали свое мастерство.

В 50-60 гг. актриса Брижит Бордо вводит новые прически -- «конский хвост» и «Бабетта» (рис. 14).

Во второй половине XX в. наблюдается быстрая смена стилей в одежде и прическах. Наиболее популярными остаются классический, спортивно-деловой, романтический, фольклорный стили.

Рис. 15.

В начале 50-х гг. мужские прически менялись не часто. Продолжали носить короткие стрижки, в которых применялись новые методы работы -- филирование (прореживание) волос, использовались специальные филировочные бритвы. В прическах не было строгой окантовки, носили косые и прямые проборы, челки.

В 1971 г. известный мастер Видал Сэссун показал новые стрижки, которые выполнялись только ножницами (рис. 15).

Стали входить в моду шиньоны, которые прикрепляли на макушке, темени, затылке, изменяя форму причесок.

В 70-е годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической. Художники-модельеры облагородили стиль панков, создав стрижки «еж», «каскад» (рис. 16, 17).


Рис. 16.

1980 г. -- год XXII московской Олимпиады -- определил моду следующего десятилетия. Спортивный стиль характерен для повседневной одежды и причесок. В спортивных прическах завитые волосы сочетаются с асимметричными челками и проборами. Короткая стрижка удобна и практична. Волосы окрашивают частично -- «перышками».

Мода 90-х возвращает нас к силуэтам причесок прошлых десятилетий, ощущается стиль ретро. В центре моды -- популярная стрижка «каре», которая выполняется с применением различных способов: градуирования, филирования и даже тупирования.

Чаще всего встречаются короткие стрижки в стиле «маленькая головка», при этом волосы зачесаны назад, открывая тем самым лицо. В стиль «маленькая головка» парикмахеры-модельеры внесли много нового. Характерными чертами этого стиля являются облегченные волосы, которые разнообразно оформляют лицо. Модны прически «ежик», имеющие неровный, как бы всклокоченный объем. Такие прически могут быть разнообразных геометрических форм в зависимости от решения парикмахера-модельера, а также и от структуры волос. Появились новые способы химической завивки. В 1987 г. была разработана технология накручивания прядей по спирали, разработанная модельером-парикмахером Каритой.

В том же году Вильгельм Хюллербанд из Вены предложил оригинальный способ спиралевидной химической завивки. Вместо коклюшек он использует бамбуковые палочки, на которые волосы накручивают по спирали.

Рис. 18.

Прикорневая химическая завивка применяется в современных прическах, так как придает пышность, легкость и объем прическам. Новый способ завивки создали в салоне выдающегося модельера-парикмахера Сэссуна. «Игольчатые» прически были популярны среди молодежи и «панков» этих годов.

Входят в моду строгие прямые челки и легкие челки в виде бахромы и вертикально стоящих прядей волос (рис. 18).

Современная мода предполагает женские прически самых разных направлений: деловые, повседневные, торжественные с декором из брошей, заколок и т. п., но главная их задача -- показать естественную красоту волос, подчеркнуть мягкость и женственность облика.

В мужской моде сегодня присутствуют полная свобода -- от бритого затылка и висков до длинных волос типа «каре» и «хвоста», однако преобладает деловой стиль молодого бизнесмена, стиль мужественного спокойствия и деловитости. Особенно популярны стрижки «экспресс», «коммивояжер», спортивные стрижки (рис. 19, 20).


Рис. 19.

Рис. 20. Современная стрижка делового мужчины

Сейчас в создании причесок используют технологии наращивания волос как новый вид постижа. Еще одно предложение нового тысячелетия -- это начес. В беспорядке начесанные волосы представляют собой целые конструкции, а возможность добавлять и убирать объем по своему усмотрению позволяет достичь полной гармонии прически с чертами лица.

Каждый сезон мода подтверждает, что новое -- это хорошо забытое старое.

Основное предпочтение отдается «каре» различной длины. Нет больше «строгой» линии пробора, она прочерчивается нерегулярными зигзагами или выносится на бок.

Значительное внимание уделяется цветовой гамме волос. Модны следующие цвета: золотистый, пепельный, блондин, медный. Тонирование волос стало своеобразным искусством. Мягкие переходы тонов, игра цветов придают особую прелесть прическам.

В Москве создан центр парикмахерского искусства «Долорес», который назван по имени Долорес Гургеновны Кондрашовой -- ведущего модельера-парикмахера. В становлении салона принимала активное участие широко известная как в ФРГ, так и за ее пределами фирма Wella. Ее салоны и предприятия в 114 странах мира успешно пропагандируют моду парикмахерского искусства и макияжа.

Новые тенденции 2000-2001 гг. -- светлые, почти белые, матовые, серые, рыжеватые, «дикие», как будто непричесанные волосы.

И самый последний крик моды лета 2003 г. -- «африканский шик», т. е. африканские косички, дреды (расты), а также наращивание волос.

Модная тенденция зародилась в Европе, а не в Америке, как можно было предположить. Блондины-скандинавы за последнее десятилетие стали преданными поклонниками африканского стиля в прическах.

Создание таких причесок предполагает наличие у парикмахера специфических навыков. Плетение косичек занимает много часов -- практически целый день. Модные тенденции последних лет предполагают постепенный переход этих причесок в разряд роскошных, престижных и дорогих. Выполненные из высококачественных материалов и с должным мастерством, они подойдут и к стилю изысканной бизнес-леди.

Африканские прически всегда плетутся с добавлением инородных материалов. Своих волос, какими бы густыми и длинными они ни были, недостаточно для того, чтобы заплести должное количество косичек необходимой толщины. В качестве дополнительного материала используют канекалон или обработанные в фабричных условиях натуральные волосы. Если для наращивания предпочтительно использовать именно натуральные волосы, то косички плетут чаще всего из канекалона. Во-первых, он в 80 раз легче натуральных волос: косички из искусственного волокна не отяжеляют корни. Во-вторых, он гораздо лучше держит однажды приданную ему форму, очень податлив и удобен в работе. После того как косички из канекалона заплетены, их достаточно обдать кипятком, и они надолго останутся кругленькими и плотными, не будут расплющиваться или растрепываться.

Современные прически требуют глубокого знания технологии различных методов стрижки. В соответствии с направлением моды разрабатываются все новые и новые модели причесок. При этом проявляются творческая фантазия и опыт парикмахера, которые делают нас неотразимыми.

«Прическа имеет такое большое значение, что в какое бы золотое с драгоценностями платье женщина ни оделась, чем бы на свете ни разукрасилась, если не привела в порядок свои волосы, убранной называться не может... Чем для тела служат расцвеченные веселым узором одежды, тем для лица служат волосы природным его украшением»