Приемы мнемотехники: как научиться запоминать быстро и легко. Универсальный метод запоминания для детей и взрослых Мнемотехника для начинающих упражнения дома для детей

Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них - мнемотехнике.

Для начала - притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий - ассоциация и фон.

Ассоциация - мысленная связь между двумя предметами, фон - это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.

Впоследствие мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна - вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.

Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.

По похожему принципу организована следующая фраза: "Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь". Ту же последовательность дает английский вариант: "Oh Be A Fine Girl, Kiss me", и эта последовательность - классификация звезд в астрономии от горячим к холодным - O,B,A,F,G,K,M.

Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...

Запомнив же правило типа "Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" вам проще будет запомнить порядок планет: "Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон"...

Бессмыслица же вроде "Артисту Биму Циркуль Дашь - Его Фамилия Же-Аш" - дает ключ к расположению латинских букв на шахматной доске.

Но ключевые фразы можно строит не только на основе первых букв в словах. Широко используются фразы для запоминания цифр, в которых количество букв в словах соответствует определенной цифре. Фраза "Кто и шутя и скоро пожелаетъ Пи узнать число уж знаетъ" с учетом написания слов с буквой "ять" в дореволюционном написанием позволяет запомнить число Пи до десятой цифры: 3.1415926526, и в ней каждая цифра соответствует количеству букв в соответствующем слове. А фраза "Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из двух" - содержит и вопрос, и ответ. "Чему равен квадратный корень из 2?" - задаете вы себе ответ и, подсчитывая буквы в словах, отвечаете: "1,4142135624" с соответствующим округлением. Можете проверить.

Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (в азбуке Морзе - Тетя Катя и Я на горку шла) и даже в сольфеджио, ведь недаром квинта называется политическим интервалом, потому что первые слова во фразах "Союз нерушимый" и "Вставай, проклятьем заклейменный" - это квинты.

Наверное, примеров достаточно. Теперь как это применить на практике.

Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники - это . Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческого знаний, истории, географии, ботанике, биологии… Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребенка нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.

Играем в Цицерона. Уже маленького ребенка можно познакомить с основой Симонидовского метода - топологической мнемотехники. На основе практически любой сказки "с нанизыванием" - то есть с использованием какой-нибудь последовательности. Хорошо подойдет, например, всем знакомая "Репка". Подберите "реквизит" - репку, дедку, бабку и остальных действующих лиц из деткиных игрушекили нарисуйте соответствующие картинки. Разместите предметы в порядки их появления в сказке по комнате или (если вы мыслите глобально) по квартире и рассказывайте сказку с использованием этих подручных средств. Думаю, что после нескольких "репетиций", убрав подготовленные зацепки, но ассоциируя их с местом, где они располагались, метод будет освоен.

Ребенку постарше метод размещения Симонида (он еще называется методом loci) удобно использовать тогда, когда нужно запомнить какую-нибудь последовательность, к примеру, расположение органов дыхания: ротовую полость, трахею, бронхи, легкие. "Привязав" эту последовательность к хорошо знакомой обстановке, например, к своей комнате и "повесив" ротовую полость на дверь комнаты, трахею - "положив" на стол, бронхи - на кровать, а легкие - "повесив" на стене, и мысленно пройдясь по комнате, собираем все в нужной последовательности. Пятерка на уроке анатомии обеспечена.

Юные шифровальщики. У многих людей возникают трудности в запоминании цифр. Выше был описан метод запоминания цифр с использованием ключевой фразы, в которой количество букв в слове соответствует запоминаемой цифре. При этом человек с хорошей фантазией и поэтическим даром фразу может придумать сам. Всем остальным можно порекомендовать искать нужные фразы в любимых стихах. Например, для того чтобы запомнить телефон 156-96-47 можно использовать всем хорошо знакомое:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась (ты)

Пример, конечно, утрированный, но достаточно показательный.

Можно придумать свой буквенный код для любой цифры. Буквы "З" и "О" очевидно похожи на цифры "3" и "0". Всем остальным можно придумать подобные ассоциации. Тогда любой набор цифр превращается в набор букв, которым можно сопоставить какое-нибудь соответствующее слово. Например, ассоциировав цифры "3", "8" и "0" с буквами "З", "В" и "О" и подобрав им слово "ЗаВаленО", вы получаете "ключ" к запоминанию даты Куликовской битвы, запомнив фразу "Куликово поле завалено трупами".

Пароль-отзыв. Как известно, изучение иностранного языка начинается с изучения простых слов. Но и их довольно часто тяжело запомнить. Предлагаю вам поиграть в игру "пароль-отзыв", где "пароль" - изучаемое иностранное слово, а отзыв - найденная ассоциация в родном, хорошо знакомом, языке. Например, английское "apple" (яблоко) вполне созвучно слову "аппликация, и из пары "АППЛикация" и "яблоко" можно составить фразу "Я вырезаю из бумаги АППЛикацию с яблоком". А итальянское "fagotto" (узел) - очевидное "фагот" - легко запомнится фразой "ФАГОТ связали в УЗЕЛ".

Изобретаем новый язык. Как вы думаете, что такое априюнсенноя? Или МуМоБоНе? Это не фразы из языка тумба-юмба, это сжатая до минимума информация - так называемая агглютиграмма (склейка).

Память – это фундамент нашего сознания, позволяющий запоминать то, что видим, слышим или делаем. В результате всё, что сохранилось в прошлом, воспроизводится в будущем. Мнемотехника (с греческого «искусство запоминания») – это особая техника по усвоению новой информации, включающая в себя различные методики для развития памяти взрослым.

Современный ритм жизни негативно сказывается на работе головного мозга.

Причины плохой памяти обусловлены следующими факторами:

  • проблемы со сном (бессонница, систематическое недосыпание);
  • употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и курение табачных изделий;
  • употребление обезболивающих препаратов и антидепрессантов;
  • недостаток одного или нескольких витаминов в организме;
  • повреждение костей черепа или мягких тканей (нервы, сосуды, ткани мозга и оболочки);
  • опухоли железистой ткани гипофиза;
  • злокачественные опухоли (рак);
  • инфекционное заболевание, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза;
  • обширное поражение печени (цирроз);
  • почечная или печёночная недостаточность;
  • хроническая усталость;
  • информационная перегрузка мозга;
  • заболевание центральной нервной системы – болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона;
  • сахарный диабет;
  • нарушение кровообращения головного мозга, что обычно связано с атеросклерозом;
  • перенесённый инсульт;
  • заболевание позвоночника, при котором поражаются межпозвоночные диски и сами ткани позвонков – остеохондроз;
  • анемия;
  • синдром Дауна;
  • нарушение обменных процессов в организме;
  • астенический синдром;
  • проблемы со зрительными функциями;
  • постоянные стрессовые ситуации;
  • частое поражение организма вирусными инфекциями;
  • гормональный дисбаланс;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • сосудистое поражение головного мозга, которое медленно развивается – дисциркуляторная энцефалопатия;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • дисмнезия и парамнезия – изменение памяти, искажение воспоминаний;
  • синдром вертебро-базилярной артериальной системы;
  • стойко повышенное артериальное давление.

Почему важно тренировать память

Тренировка памяти позволяет поднять активность мозговой деятельности, что влияет на физическое и психическое здоровье человека.

Качественное усвоение информации поможет:

  • выучить иностранный язык;
  • устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу;
  • научиться анализировать и оценивать ситуацию, строить планы.

Когда снижается память, уменьшается кровоснабжение головного мозга, в итоге снижаются интеллектуальные способности. Чтобы в клетки мозга поступала глюкоза, необходимо заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью. Подобный энергообмен налаживает процессы кровообращения, что благотворно влияет на работу головного мозга.

При снижении интеллектуальной нагрузки увеличивается риск развития болезни Альцгеймера. Чтобы этого не произошло, стоит тренировать свою память. Активное усвоение новой информации повышает потребление глюкозы, в итоге сжигаются калорий, не превращаясь в жир.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для развития памяти взрослым – совокупность приёмов и методов, позволяющих лучше и эффективнее запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Данная система ставит перед собой цель развивать:

  • воображение;
  • мышление;
  • внимание;
  • слуховую, двигательную, тактильную и зрительную память.

Мнемотехника позволяет решить следующие задачи:

  • научить управлять своей памятью и вниманием;
  • увеличить объём памяти;
  • стимулировать интеллектуальное развитие;
  • развить сообразительность, наблюдательность;
  • стимулировать творческую активность.

Кому нужна мнемотехника

Данная техника полезна для всех категорий людей, но для некоторых она особенно необходима:

  • лица, желающие выучить иностранные языки. Мнемотехника поможет запомнить правила, слова и времена;
  • школьники и студенты — им приходится постоянно усваивать большое количество новой информации. Методика позволяет выделить нужные данные, написать шпаргалки и запомнить собранный материал;
  • предприниматели – их работа требует постоянного общения с деловыми партнёрами, чтобы запоминать все важные сведения, необходима мнемотехника;
  • учителя и воспитатели – мнемотехника развивает ораторские способности, поэтому так полезна людям данной сферы. Методика улучшает память, тем самым увеличивая кругозор этих людей, а они передают свои знания ученикам.

Психофизиологические основы мнемотехники

Мнемотехника основана на трёх принципах, которые необходимы для развития памяти взрослым и детям:

  • образ;
  • ассоциация;
  • расположение.

Одна из основ успешного восприятия новой информации – яркие, впечатляющие образы.

При изучении иностранного языка рекомендуется представлять состояние, которое хочется передать. Например, фраза «I hear – я слышу», произнося её, стоит попытаться услышать звуки вокруг. Рекомендуется искать приятные образы в своём воображении, так как негативные образы мозг часто блокирует.

Представление должно вызывать приятные эмоции:

  • смех;
  • удивление;
  • любопытство.

Чтобы запомнить какой-либо объект, потребуется его с чем-то сопоставить. Например, запоминая местонахождение школы или больницы, можно обратить внимание на запахи или эмоциональные состояния. В воображении человека легко создать личные ассоциации.


Как работает мнемотехника для развития памяти взрослым.

Для этого объекты запоминания:

  • воссоединяют;
  • придают им форму, цвет и запах;
  • представляют процесс их взаимодействия.

В создании полноценного ассоциативного образа помогут:

  • движения;
  • тактильные ощущения;
  • ароматы.

Ассоциативный ряд должен быть динамичным и объёмным, чтобы собранная информация становилась единым целом. Такой приём как расположение помогает запомнить перечень несвязанных между собой слов: список покупок или план на день.

Суть техники следующая: необходимо воспроизводить образы в некоторой последовательности и связывать запоминаемые объекты со знакомым и привычным местом, например, домом.

Например, есть планы на день:

  • написать реферат;
  • полить цветы;
  • убраться;
  • сходить в магазин;
  • погулять с собакой.

Человеку требуется совершить все эти действия в своём воображении. Если речь идёт о списке покупок, то представить поход в магазин и последовательное приобретение товаров.

Виды мнемотехники

  • народная – каждый человек в течение жизни создаёт свой способ запоминания. Приёмы данного вида обычно закладываются в детском саду, школе и университете. Дети, не умеющие читать, воспринимают всё новое с помощью визуализации. При запоминании алфавита, номера телефона, адресов или торжественных дат, люди используют приём кодирования созвучия. Часто мы ищем закономерности или применяем приём привязки. Народная мнемотехника – самое распространённое направление, но отличается низкой эффективностью;
  • классическая – вид мнемотехники, который изначально использовали племена Майя и жители древней Греции. Чтобы научиться запоминать длинные тексты и повысить свои способности в ораторском искусстве, применялась классическая мнемотехника. Сначала это была система внутреннего письма, а далее появился метод Цицерона. Он заключался в выделении объектов на улице или в хорошо освещённом помещении и закреплении на них нужной информации. Потом было решено запоминать новые сведения с помощью зрительных образов: основные, в которые вкладывалась суть и вспомогательные для установки последовательности. В дальнейшем последователи классической мнемотехники разделились на 2 группы: одни использовали образные коды, а другие решили разрабатывать альтернативные методы, так как имели сложности с визуализацией. Люди, имевшие сложности с воображением, стали первооткрывателями педагогической мнемотехники;

  • педагогическая – она продвигалась Петром Рамусом в 16 веке в Англии. Педагогическая техника была более проста и понятна, потому что не ставила высоких требований и не требовала визуализации. Её суть заключалась в переписывании текстов из учебников в тетради, перечитывание материала и постоянное чтение вслух. Такая методика сохранилась до современных дней и часто используется в школах и высших учебных заведениях. Установлено, что классический вид намного эффективнее, но педагогическая техника пользуется большим спросом и легче воспринимается;
  • цирковая – классическая мнемотехника тесно переплетается с цирковой (эстрадной). Данный вид основан на преображении информации в жесты, мимику, слова, интонацию голоса. Суть заключается не в запоминании данных, а в их передаче с помощью задуманных приёмов и действий;
  • спортивная – подобное направление используется профессиональными мнемонистами, участвующими в соревнованиях. Участники оцениваются по скорости запоминания и по объёму усвоенной информации. Обычно такие спортсмены типизируются на каком-то одном виде данных. Самым сложным считается запоминание произносимым чисел, так как это делается его 1 раз;
  • современная – это направление базируется на теоретических данных и различных исследованиях. Современное направление собрало нужную информацию из других видов, соединив наиболее важные методики в единое целое.

Практические приемы мнемотехники

Путём комбинации образов, ассоциаций и расположений, были созданы приёмы мнемотехники:

  • эйдетика – суть приёма заключается в запоминании объекта, связывая его с какой-либо эмоцией. Психологи установили, что информация усваивается намного лучше под воздействием эмоциональных факторов;
  • символизация – приём основан на придании, запоминаемым объектам, понятных и логических изображений. Например, на рабочем столе значок «корзина» отражает суть действия – убрать всё ненужное;
  • приём запоминания чисел – метод, который подойдёт каждому человеку. Цифрам присваиваются буквы или слова, что позволяет кодировать целые словосочетания и предложения. 1 – хлеб, 2 – молоко, 3 – сахар, а потом составить нужный текст;
  • метод О ’Брайена – приём, связанный с запоминанием чисел, которые необходимо сопоставлять с известными личностями (1 – Юрий Никулин, 2 – Георгий Вицин). Другому числу даётся дополнительное слово и составляется предложение по смыслу;
  • образная цепочка – метод, тренирующий визуальную и ассоциативную память. Объекты представляются в необычном виде, далее соединяются в воображаемую цепочку. Слова для запоминания – снегирь, ложка и телефон. Образ – снегирь сидит на ветке, держа ложку и разговаривая по телефону;

  • мнемонические фразы – приём, необходимый для запоминания каких-либо сведений. Самый известный вариант – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Фраза помогает запомнить последовательность цвет радуги. Есть и другая версия – «Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки».

Мнемотехника для развития памяти взрослым должна быть дополнена полезными советами:

  • заручиться позитивным настроем и желанием запомнить новую информацию;
  • полноценно сконцентрироваться на материале и быть внимательным ко всем деталям;
  • научиться сопоставлять новую информацию с давно известной старой;
  • тренироваться располагать детали в памяти так, чтобы потом их легко можно было найти;
  • повторять, что сильно увеличит шансы на усвоение новых данных;
  • создавать ассоциации, придумывая песни или стихи;
  • делать визуальные подсказки и письменные заметки;
  • читать нужную информацию перед сном.

Простые и эффективные методики запоминания

Для лёгкого усвоения нового материала можно прибегнуть к интересным методикам:

  • необходимо учесть механизмы восприятия. Если человек – аудиал, подойдёт запись с нужным текстом. Визуалы запомнят информацию максимально хорошо, посмотрев видео ролик или посмотрев книжку. Для кинестетиков важны тактильные ощущения, поэтому делают акцент на контакт с запоминаемым объектом;
  • прочитанную информацию полезно пересказать своими словами;
  • рисование, составление конспектов и таблиц, выписка интересных деталей;
  • метод ОВОД – сначала из текста выделяется основная мысль, в момент второго чтения следует обращать внимание на детали и вдумчиво исследовать материал. На основании прочитанного проводится обзор, анализирую полученную информацию. Остаётся доводка – текст повторяется, начиная с основных мыслей, заканчивая подробностями. Желательно не подсматривать. В конце текст снова читается и проводится анализ упущенных моментов;
  • метод Цицерона – подойдёт для запоминания больших текстов. Суть заключается в расстановке важных мыслей и деталей в хорошо знакомой комнате. Выбирается последовательность перемещения, чтобы текст не потерял логический смысл;

  • метод пиктограмм – такой способ идеально подходит визуалам и необходим для укрепления их памяти, а также для исследования и диагностики. Пиктограмма – это образ, воспроизведённый на бумаге, создаваемый для запоминания каких-либо выражений. Основа метода заключается в нахождении основных слов и фраз, которые потом рисуются, исходя из воображения человека;
  • метод Аткинсона – предлагает использовать только ресурсы мозга, постепенно нагружая его новой информацией. Для этого выбирается текст: обычный или лучше в стихотворной форме. Сначала учится несколько строк 5-6, на следующий день повторяются запомненные строки и добавляется ещё такое же количество. В последний день к выученной части текста добавляется снова 5-6 строк. На усвоение нового материала влияет число повторений. Постепенно объём текстов должен увеличиваться. Занятие рекомендуется проводить в утреннее время.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает простые упражнения, подходящие для начинающих:

  • придумать стихотворение с содержанием нужного материала;
  • воспроизвести стихотворение или прозу, представляя героев, ощущения, цвета, голоса;
  • запомнить личные данные – фамилию и сопоставить ассоциации. Например, Каменев – камень, Горбулин – горб, Мыльников – мыло;
  • присвоить запоминаемому объекту название предмета из личной комнаты.

Лучшие упражнения для развития памяти взрослым

Чтобы научиться усваивать качественно и в короткие сроки новую информацию, можно прибегнуть к эффективным упражнениям:

  • ежедневное чтение книг, не менее 20-30 страниц в день, желательно читать продуктивную литературу;
  • гуляя на улице, можно пытаться запоминать номера автобусов и проезжающих машин;
  • каждый день необходимо учить 3-4 новых слова, например, из английского или французского языка;
  • решение сканвордов и кроссвордов;
  • можно общаться с друзьями, коллегами и запоминать их внешний вид, воспроизводя все детали после прощания.

Ассоциации

Работа с ассоциациями помогает в развитии образного мышления, которое довольно сложно даётся большинству людей. Данный приём даёт возможность запомнить самые разные вещи, связав их между собой. Важный принцип мнемотехники – сопоставлять хорошо знакомые вещи с теми, которые необходимо отложить в памяти.

Если человек научится быстро и правильно составлять ассоциативные связи, он сможет качественно усваивать новую информацию, развивая работу головного мозга.

Отличный способ держать память в тонусе – работать с противоположными или совсем разными словами. Тренировки должны занимать примерно пол часа, далее следует такой же по времени перерыв. В момент отдыха нельзя смотреть телевизор, слушать музыку, так как мозгу необходим полноценный отдых.

Игры для развития памяти

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает не только упражнения, но и игры:

  • фуршет – на экране высвечиваются напитки и еда, с каждым шагом появляются новые элементы. Задача – найти объекты, которые ещё не появлялись;
  • числовой охват – суть игры заключается в запоминании, показываемых чисел. На экране появляется определённое число, необходимо правильно ввести заданные символы;
  • сложное скоростное движение – задача запомнить текущий предмет и сравнить его со следующим. Внизу есть 2 кнопки – да и нет. В игре постепенно увеличивается скорость и требуется быстро сравнивание фигур;
  • головоломки – пазлы – настольная игра. Для взрослых желательно выбирать большие наборы, где более 1000 элементов;
  • снежный ком – идея, которая хорошо подойдёт для большой компании. Люди становятся в круг и начинают называть свои имена. Сначала 1 человек, потом 2 человек называет предыдущее имя и своё, а следующий указывает ранее указанные имена и так далее. Потом добавляются фамилии, увлечения, города.

Большинство игр легко найти в интернете и позаниматься в режиме онлайн.

Звуки и вспомогательные объекты

Мнемотехника часто выручает при изучении Азбуки Морзе – представление букв, знаков препинания и цифр в виде последовательности тире и точек. Морзянку сложно выучить, поэтому каждый символ наделяется определённым звуком. Например, буква В напевается так — ви-даа-лаа. Для лучшего усвоения новых данных можно прослушивать аудиозаписи.

Тренировки по методу спецслужб

Бизнесменам и светским людям особенно важно общение с людьми, поэтому необходимо запоминать имена людей, их увлечения. Для этого необходимо ассоциировать имя и фамилию человека с какими-то образами, которые помогут легко запомнить информацию.

Важно обращать внимание на черты лица и делать аналогию. Чтобы картина получилась полной, общий образ требуется совместить с увлечениями. Например, человек любит играть в футбол. Тогда нужно предоставить его с мячом. Рекомендуются ежедневные тренировки для развития навыка.

Чтобы запомнить всю важную информацию из переговоров, потребуется в созданный образ ранее добавить ассоциации. В процессе деловой беседы стоит делать записки по основным моментам и фиксировать в своей памяти только главные пункты.

Для лучшего усвоения новых сведений, желательно найти причину, по которой всё необходимо запомнить. Если требуется отложить в памяти номер телефона, стоит каждой цифре дать необычную ассоциацию в виде слова или фразы.

Человек часто забывает о будущих намерениях и планах, чтобы это исправить, необходимо развивать проспективную память. Для этого выбираются цели на день, которые гарантированно произойдут: поездка в гости, посещение магазина или встреча с другом. В течение несколько дней посчитываются выбранные мишени, потом выбирается другая цель.

Такая методика заставит реагировать внешние события, вспоминая намерения.

В развитии чувства времени поможет тренинг с секундомером: человеку нужно засечь время и заниматься своими делами, отсчитывая время, но не делая на этом акцента. Если в итоге ничего не получилось, упражнение начинается заново.

Постоянные записи в ежедневник и обращение к ним наладят систему, которая поможет вспоминать планы. Чтобы процесс работы был грамотным и спокойным, стоит создать себе правила. Иногда приходится отрываться от одного дела, переходя к другому. В таком случае рекомендуется откладывать в памяти факт незавершённости, чтобы мозг оставался в лёгком напряжении.

Мнемотехника – это интересная методика, необходимая для развития памяти взрослым и детям. Она помогает почти во всех сферах жизни, активирует работу головного мозга и решает проблемы современного общества.

Полезные видео и мнемотехнике, особенностях данной методики и упражнениях

Приемы и упражнения мнемотехники:

Метод Цицерона:

При помощи простых приемов можно запомнить максимальное количество информации. На помощь для студентов, преподавателей и школьников придет мнемотехника.

При помощи упражнений и специальных методов можно за ночь выучить теорию по экзамену. Читайте, что такое мнемотехника для начинающих.

Это не волшебство и не наука. Мнемотехника – это сбор разных методов и приемов, помогающих усваивать и воспроизводить большое количество информации.

Такие способности пригодятся не только для учебы, но и профессиональным солдатам, шпионам.

Важно! По системе мнемотехники человек может запомнить точную последовательность из 100 карт.

Маленькие хитрости помогут повысить успеваемость школьников, студентов, стать менее забывчивым и рассеянным человеком.

У методики есть большие преимущества. После регулярного выполнения упражнений человек наделяется новыми качествами, повышается активность мозга.

Есть несколько причин приступить к выполнению упражнений прямо сейчас:

  • Использовать приемы можно любому человеку в разном возрасте: от 3 лет до 100.
  • Техника простая, разобраться в приемах легко.
  • Чем больше времени вы тратите на упражнения, тем быстрее развивается ваша мозговая активность.
  • Использовать приемы можно на практике.

Старайтесь выделить время для выполнения упражнений хотя бы 3 раза в неделю. Для ускорения процесса запоминания лучше занятия проводить ежедневно.

Время проведения зависит от возраста ученика: для детей дошкольного возраста достаточно 20-30 минут.

Способы запоминания для детей дошкольников

Маленькие дети, которые еще не ходят в школу, но уже активно разговаривают и хотят развиваться, запоминают все в игровой форме.

Выучить стихотворение для Деда Мороза можно за 5 минут, если сконцентрировать все внимание ребенка на занятии.

В педагогической практике необходимо к каждому ребенку найти индивидуальный подход.

Поэтому лучше заниматься с детьми по отдельности: старший сын – вечером, младший ребенок – днем.

С основными детскими приемами запоминания можно ознакомиться в таблице:

Способ Описание
Рифмы Именно поэтому маленькие дети с таким удовольствием любят учить стихи. Старайтесь с малышом разучивать разнообразные четверостишья, чтобы поднимать уровень его интеллекта
Поговорки Смешные скороговорки и народные изречения не только помогут развивать память, но и откроют новый смысл для ребенка, будут способствовать развитию дикции
Укрупнение Не обязательно запоминать мобильный телефон бабушки, произнося «двести тридцать пять тысяч восемьсот шестьдесят один».

Гораздо проще поставить везде маленькие дефисы и запомнить по частям: 23-58-61

Акронимы Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Эта фраза помогает детям запомнить цвета радуги по порядку.

У американских педагогов есть целый набор акронимов, которые они используют на занятиях

Визуализация При запоминании сложных предметов, стихотворений или букв, нужно задействовать дополнительно зрительную память. Ребенок усвоит информации на 25% больше
Система связи Эффективный метод, который поможет малышу запомнить список покупок или других предметов.

Каждый элемент должен находится в тесной связи со следующим. Если в магазине нужно купить сыр, масло, хлеб и колбасу, то ребенку стоит объяснить, что можно сделать из этих продуктов бутерброд.

Расскажите, как будете намазывать хлеб маслом, положите ломтик сыра и колбасу сверху. Таким образом, можно придумывать длинные истории для запоминания

Ребятам упражнения понравятся. Такие занятия являются хорошим и полезным детским развлечением.

Но не стоит затягивать уроки дольше, чем на 20-30 минут. Маленькие дошкольники еще не готовы к полноценному обучению.

Упражнения для развития памяти для школьников

Для детей старшего возраста, которые уже примерили на себя портфели, подойдут способы сложнее.

Для работы с ребенком понадобятся дополнительные атрибуты: картинки, фломастеры, карандаши и карточки. Сделать их легко самостоятельно из бумаги и картона.

Попробуйте несколько методов для улучшения памяти школьников:

  • Последовательный ряд. Постройте из пяти карточек цепочку. Оставьте с ребенком, пусть он запомнит цветную последовательность в течение 15 секунд.

    Через это время попросите ученика отвернуться, смешайте карты. Задача ребенка – повторить точную комбинацию.

  • Оценка ситуации. Для метода можно взять обычную детскую книгу с яркими картинками. Откройте страницу, где происходит действия.

    Дайте детям на изучение от 30 секунд. Попросите ученика рассказать подробности иллюстрации, задавайте вопросы, где находились важные и мелкие детали.

  • Фигурные запоминания. На 5-6 листах бумаги нарисуйте различные фигуры, отличий между картинками должно быть не более двух.

    Покажите изображение ребенку: он должен запомнить только одно, на которое вы укажите.

    После изучения попросите ученика закрыть глаза, перемешайте все рисунки. Задача: найти первоначальную иллюстрацию.

Важно! Чередуйте упражнения, рисуйте на новое занятие другие картинки. Каждый раз задание должно усложняться.

Методы и приемы техники для взрослых

Для взрослых уже поздно применять такие упражнения. Для лучшего запоминания можно проводить в домашних условиях простые тренировки.

Особенно такие способы помогают студентам на макроуровне запомнить большой объем информации.

Попробуйте следующие методы:

  • Ассоциации. Создавайте цепочки и непрерывные образы в голове, чтобы усвоить материал.
  • Идите от большего к частному или наоборот. Такой же прием, построенный на ассоциациях, но имеющий главное общее начало.
  • Созвучность. Как ни странно, но слово «фактор» можно запомнить по созвучному «трактор».

Важно! У каждого человека возникают собственные мысли. Метод, который подходит одному, совершенно не поможет другому.

Тренируйтесь, и уже через несколько месяцев результаты вас удивят.

Полезное видео

Двадцать первый век – время высоких технологий и больших объёмов информации. Казалось бы, её доступность, широкий спектр необходимых для усвоения средств, развитость коммуникаций должны помочь человеку овладевать большим объёмом знаний, тем не менее ученые отмечают, что всё чаще возникают трудности с запоминанием и воспроизведением информации, особенно при обучении детей.

Для решения проблемы существует много современных средств, но всё-таки одним из самых проверенных и надёжных механизмов взаимодействия с текстами является мнемотехника - набор инструментов, обеспечивающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Приёмы и упражнения мнемотехники

На основе науки разработаны и успешно практикуются методы и средства, которые помогают запоминать нужные сведения людям разных специальностей и возрастов. Представляем обзор положительно зарекомендовавших себя .

Отметим, что идея механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определённых связей (ассоциаций), но предпочтение отдаётся тем из них, которые, в свою очередь, служат специальными упражнениями.

Главным приёмом является «Цепочка», когда похожие слова преобразуются в ассоциации попарно. На их основе устанавливается соединение начальных образов, и когда первое слово запомнится, надо сосредоточивается на втором. Аналогично образуется и последующая взаимосвязь. Пример классической цепочки слов: «свеча – стол – окно – луна». С первыми двумя образами появляется красивая ассоциация (свеча стоит на столе), далее – взаимосвязь следующих слов (стол стоит у окна), причём первый образ переходит вглубь сознания, наконец, аналогично ассоциируется последняя пара (в окно светит луна). Вспоминая цепочки, человек в сознании воспроизводит все образы.

Приём «Матрёшка» - это вариация предыдущего. Эксперты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, это значит необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример этого действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа «красавица и чудовище».

«Символизация» довольно проста в исполнении и как приём, и как упражнение. Служит она для запоминания абстрактных понятий, не имеющих чёткого представления. Например, холод, бесконечность, зима, весна и другие. В принципе, каждое из этих слов кодируется в образы неодинаково разными людьми, но при этом будут работать символы, закреплённые в сознании большинства. И неудивительно, потому что с детства кодируются слова: холод – лёд, зима – снежинка, жара – солнце и так далее. Ребёнок не представляет себе осень, но может представить картину жёлтых листьев, которую легко запомнить.

Остальные приёмы и упражнения мнемотехники строятся на основе составления цепочки слов («Упорядоченные ассоциации», «Ключевые слова», «Пространственное маркирование») и кодирования информации («Приём мысленных картин»).

Некоторые техники для запоминания

Такие упражнения несложны, доступны каждому, кто хотел бы усовершенствовать мнемические способности, то есть поработать над развитием процессов воспроизведения и запоминания информации. Наиболее яркие из них далее.

  1. Оригинальный метод Цицерона заключается в том, что запоминаемые объекты надо в определённом порядке мысленно расположить и закодировать в знакомом месте или помещении (например, в комнате, столе, автомобиле). В дальнейшем нужно будет просто вспомнить место в помещении и воспроизвести запоминаемую информацию.
  2. Упражнение начинается с плетения цепочки ассоциаций, где для старта придумывается любое слово, затем второе и последующие, которые ассоциируются друг с другом. Пример: небо — дождь — зонт — лужа, как в ранее представленном упражнении «Цепочка».
  3. Интересное и творческое задание «Поиск цепочки ассоциаций». Берем два исходных слова, к которым подбирается цепочка образов. Связь слов начинается с начального и заканчивается последним. Например, предлагаются два слова: снежинка – метель, на их основе составляется цепочка: снежинка – сугроб – холод - метель.
  4. Простая, но полезная связь образов «Сочетание по признаку» строится так: подбираются два слова, следом к ним подыскиваются ещё несколько слов, подходящих по определённым признакам. Например, светлый и тёплый: солнце, день, лампочка, свеча. Это действие доступно и очень полезно для детей.
  5. Упражнение «Подходящие слова». Аналогично работаем со связями и подбираем слова, которые взаимодействовали с каждым словом из цепочки одновременно. Предлагаем слова: цветок – вода – земля, подходящие к ним: сад, клумба, горшок.
  6. Упражнение «Необычные ассоциации». Первое слово простое, а вот следующие должны быть оригинальные, неподходящие для него по смыслу. Например, «карандаш», привычная ассоциация – «блокнот». А вот «закрутить волосы» на карандаш - необычная ассоциация.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», - Ротшильд произнёс эту фразу еще двести лет назад, но она актуальна до сих пор и несет глубокий смысл в наше время - в век информации и высоких технологий.

Автор статьи: Лапинская Людмила

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники , которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко , стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций . Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка . Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Представив в уме такую веселую картинку вы пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций . Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.

Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.

Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:

  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

  1. Орден, Бог Один;
  2. Тварь;
  3. Трио;
  4. Черт;
  5. Пятка;
  6. Шест;
  7. Семечки;
  8. Дева;
  9. Деспот.

Нам надо запомнить список:

  1. Шуба;
  2. Свекла;
  3. Селедка;
  4. Картошка;
  5. Велосипед;
  6. Колбаса;
  7. Конфеты;
  8. Газировка;
  9. Варенье;
  10. Молоко.

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

  1. Телефон;
  2. Карета;
  3. Телевизор;
  4. Кровать;
  5. Осьминог;
  6. Рубашка;
  7. Варежки;
  8. Мышеловка;
  9. Пирог;

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

Цены на Джошуа Фоер Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

Цены на Тони Бьюзен Суперпамять

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Цены на Доминик О’Брайен Как развить Суперпамять

Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Цены на Кристин Лоберг, Майк Байстер Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Цены на Нил Барнард Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Цены на Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Цены на Гарри Лорейн, Джерри Лукас Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти